Технология формирования зрительного восприятия у детей 4-5 лет с ЗПР
Особенности зрительного восприятия детей с задержкой психического развития 4-5 лет У детей с ЗПР имеются отклонения в процессах переработки сенсорной информации У этих детей скорость зрительного восприятия значительно ниже нормы, отмечаются более низкие показатели зрительного опознания Недостаточность зрительного восприятия приводит к бедности и недифференцированности зрительных представлений, что ограничивает возможности наглядно- образного мышления
Диагностика 1.Параметры оценки Свойства предметов Восприятие формы: -круг, квадрат, треугольник * Восприятие величины: -большой, маленький -длинный, короткий -высокий, низкий * Восприятие цвета: -красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный * Узнавание и различение предметов (изображений), целостность: -парные картинки (предметы) наложенные изображения, прерывистый контур, зашумленный фон -разрезные картинки
2.Критерии оценки 3 балла – соотносит и называет все свойства предметов. Осознает воспринимаемый объект. Собирает целостное изображение путем зрительного анализа. Воспринимает целостный предмет по части и умеет включать часть в целое. 2 балла – находит и называет половину из каждого блока свойств предметов. Недостаточно осознанно воспринимает информацию, образы. Собирает целостное изображение путем перебора вариантов, после обучения переходит к целенаправленным пробам. Воспринимает простые целостные изображения по отдельной части. Включает часть в целое в знакомых изображениях. 1 балл – отсутствуют знания основных свойств предметов. Не осознает воспринимаемый объект. При сборе целого из частей не понимает цели, действует неадекватно, даже в условиях обучения. Целостность восприятия не развита.
3.Диагностический инструментарий * Восприятие формы -«Почтовый ящик» -«Назови знакомые фигуры» * Восприятие величины -«Опусти шарик в коробку» -«Пирамидки» * Восприятие цвета -«Цветные кубики» -«Найди свою пару» -«Узнай и назови» * Узнавание и различение предметов (изображений), целостность -«Узнай предмет» -«Сложи картинку»
Направления работы * Восприятие формы -Практическое выделение формы 1. «Спрячь игрушку» (картинку) 2. «Найди окошко» 3. «Что катится, что не катится» 4. «Сделай картинку» 5. «Почтовый ящик» -Зрительное восприятие формы 1. «Найди свою пару» 2. «Бегите ко мне» 3. «Угадай, что я нарисовала» 4. «У кого такое» 5. «Найди форму в предмете»
-Запоминание, связанное с представлениями о форме 1. «Узнай и запомни» 2. «Запомни и найди» 3. «Найди похожую» 4. «Ищи и находи» 5. «Угадай, чего не стало»
* Восприятие величины -Практическое выделение величины: 1. «Спрячь шарик в ладошках» 2. «Помоги мишке и кукле» 3. «Спрячь матрешку» 4. «Уложи куклу спать» 5. «Кто скорее свернет ленту?» -Значительное восприятие величины 1. «Лото» (определение предмета по величине) 2. «Пирамидки» 3. «Где такие?» 4. «Построим дома» 5. «Кто высокий?»
-Запоминание, связанное с представлением о величине 1. «У кого такое?» 2. «Красивый узор» 3. «Комната трех медведей» 4. «Найти, где спрятано»
* Восприятие цвета -Различение цветов 1. «Цветные кубики» 2. «Найди цветок для бабочки» 3. «Привяжи ленточки к шарикам» 4. «Спрячь мышку от кошки» -Зрительное соотнесение цветов 1. «Бегите ко мне» 2. «Оденем кукол» 3. «Найди свое место» 4. «Подарим куклам бусы» 5. «Лото» (узнавание цвета)
-Запоминание, связанное с представлением о цвете 1. «Узнай и назови» 2. «Запомни и найди» 3. «Какого цвета нет» 4. «Хлоп – хлоп» 5. «Светофор» 6. «Оденем кукол»
* Формирование целостного образа предмета -Узнавание и различение предметов: 1. «Игрушки идут на праздник» 2. «Лото» (узнавание предметов по картинке) 3. «Запомни и найди» 4. «Что изменилось» 5. «Узнай игрушки по контуру» 6. «Какие предметы здесь спрятались?» (зашумленный фон, наложенные изображения) -Целостное восприятие предмета и осознание отдельных частей в этом предмете: 1. «Найди свою половинку» 2. «Чего не хватает?» 3. «Что это такое?» 4. «Лото – вкладки» 5. «Сделай игрушку»
Формы и методы работы Индивидуальная Групповая Наглядные Практические Словесные
Контроль качества усвоения материала Предполагается оценка результатов путем сопоставления их с первоначальными эталонами.