18 АФОРИЗМЫ ПРО ВОСПИТАНИЕ Дети очень часто умнее взрослых и всегда искреннее. М. Горький Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома. А.С. Макаренко Их всех плодов наилучшие приносит хорошее воспитание. К. Прутков
18 Технология проектного обучения; Личностно-ориентированная технология; Технология здоровьесберегающая; Технология деловой игры; Технология развития критического мышления Технология проведения дискуссий Тьютерство – технология педагогической поддержки Технология разрешения конфликтов Технология КТД Воспитательные технологии:
Школа "развития" ориентируется на личность обучаемого. Существенным становится появление у учащихся потребности, интереса, мотива к личностному росту, изменению себя, развитию его эмоционально-образной сферы, приобретению опыта эмоционально-ценностных отношений. Школа "памяти" строится на традиционных основах: классно-урочной системе обучения, преобладающем иллюстративно- объяснительном методе "преподавания; фронтальной форме организации учебного пространства; 9
Критерием развития эмоционально-образной сферы может быть комфортность учащегося в образовательном пространстве Целевой установкой этой школы является формирование у учащихся знаний, умений, навыков. Ведущий тип деятельности, который осваивается учащимися в рамках этой школы, является воспроизводящим. Критерием развития деятельностной сферы может быть умение осуществлять деятельность в нетиповой, нестандартной ситуации. В наилучшем варианте в рамках этой школы происходит обогащение и развитие памяти обучаемого. Поэтому-то ее и называют «школой памяти». 10
ставят акценты в развитии потребностно - мотивационной сферы учащегося ставят акценты в развитии потребностно - мотивационной сферы учащегося В эмоционально-волевой сфере выделяют значимость осознания личностного смысла и цели учения, выбора ситуации и пространства «успеха» в деле, деятельности Новые образовательные цели акценты ставятся на овладение учениками методологическими знаниями 15 В области креативного мышления определяют роль приобретения средств мыслительной деятельности
процессов, явлений, событий, свойств, законов и закономерностей, отношений В рамках данного подхода можно вести речь о комплексном развитии эмоционально-образной, деятельностной сфер личности. Создать условия для появления у учащихся мотива к самоизменению, личностному росту Создать условия для возможности к реализации «Я – концепции» («Я – могу» - «я – хочу» - «я – нравлюсь») Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мира 3
Скуки, принуждения и лени, пассивности и страха ожидания наказания Ученик испытывает радость от преодоленной трудности. Ученик открывает мир для себя - себя в этом мире. Педагог и воспитатель ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося. 5
Государственные стандарты Стандарт + личностный опыт педагога и ребенка. 13
Сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогики. 1. Цель Формирование знаний, умений и навыков Развитие личности 2. Интегральная характеристика «Школа памяти» «Школа развития» 3. Преобладающий тип и характер взаимоотношений Субъект - объектный Субъект - субъектный 4. Девиз педагога«Я над вами» «Я вместе с вами» 5. Характер и стиль взаимодействия авторитарностьдемократичность 6. монологичность, закрытость диалогичность, открытость, рефлексивность Формы организации Фронтальные, индивидуальные Групповые, кооперативные, парные, коллективные Особенности Традиционная «Знаниевая» педагогика Инновационная «Способностная» педагогика Характеристики образовательных и воспитательных моделей. 6
«Формула обучения» Ведущий тип деятельности осваиваемый учеником: Ведущий принцип Методы обучения и воспитания Особенности Традиционная «Знаниевая» педагогика Инновационная «Способностная» педагогика Характеристики образовательных и воспитательных моделей. 7. Иллюстративно- объяснительные информационные Познавательные.Проблемно- поисковые: проблемного изложения частично-поисковый, эвристический исследовательский 8. «продавливания» «выращивания» 9. Репродуктивный, воспроизводящий Продуктивный, Творческий, Проблемный 10. Знания – репродуктивная деятельность Проблемная деятельность - рефлексия - знания 7
Позиция ученика Функции учителя, воспитателя Способы усвоения Особенности Традиционная «Знаниевая» педагогика Инновационная «Способностная» педагогика Характеристики образовательных моделей. 11. Заучивание, деятельность по алгоритму.Монолог. Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия. Диалог. 12. носитель информации, хранитель норм и традиций, Организатор сотрудничества, Консультант, пропагандист предметно – дисциплинарных знаний Управляющий поисковой работой учащихся, консультант 13. отсутствие мотива к личностному росту наличие интереса к деятельности Пассивность, Активно-инициативная, отсутствие интереса, наличие мотива к самосовершенствованию, 8
Позиция ученика Функции учителя Способы усвоения Особенности Традиционная «Знаниевая» педагогика Инновационная «Способностная» педагогика Характеристики образовательных и воспитательныхмоделей. 11. Заучивание, деятельность по алгоритму Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия 12. носитель информации, хранитель норм и традиций, Организатор сотрудничества, Консультант, пропагандист предметно – дисциплинарных знаний Управляющий поисковой работой учащихся, консультант 13. отсутствие мотива к личностному росту наличие интереса к деятельности Пассивность,Активность, отсутствие интереса, наличие мотива к самосовершенствованию, 8
Таким образом, при проектировании модели учебно- воспитательного процесса, ориентированного на развитие определенных способностей, свойств и качеств личности ученика, важно помнить, что вопрос о том, чему и как учить и воспитывать решается принципиально по-разному в зависимости от того, какие психолого-педагогические представления берутся за основу, какие выбираются условия для проектирования и построения образовательного и воспитательного пространства. 18
Педагогические и воспитательные технологии: рефлексивная При анализе мирового опыта выявлены подходы к организации образовательного пространства развивающего типа Как же может быть организовано образовательное пространство развивающего типа?...исследовательская (проблемно- поисковая) коммуникативная (дискуссионная) имитационного моделирования (игровая) психологическая (самоопределен- ческая) 21 деятельностная
18
Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. Коммуникативная (дискуссионная) Особенностью этой технологии является осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Рефлексивная Характерной чертой этой технологии является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом Характерной чертой этой технологии является самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной или воспитательной деятельности. Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели "обучение и воспитание через открытие". Деятельностная Психологическая (самоопределен- ческая) ТЕХНОЛОГИИТЕХНОЛОГИИ Имитационного моделирования (игровая) Исследовательская (проблемно- поисковая)
Выбор или разработка технологии обучения и воспитания. отбор выбор выбор выбор содержания формы методов средств организации воспитания воспитания структури- классные, проблемные, журналы, рование групповые, творческие, ТСО, индивидуальные репродуктивные плакаты и т.д. и т.д. и т.д. внедрение технологии коррекция оценка
18 Советы взрослым от детей: 1. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком». 2. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги. 3. Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
18 4. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца. 5. Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество. 6. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить это поколеблет мою веру в вас. 7. Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим