Роль Управляющего совета в жизни школы (как превратить УС в реально действующий орган общественного управления).
«Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. […] Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения». п.2 статьи 35 Закона «Об образовании в РФ»
«Управляющий совет общеобразовательного учреждения - это коллегиальный орган школьного самоуправления, имеющий полномочия, определенные Уставом школы, по решению вопросов функционирования и развития учреждения». Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14 мая 2004 г. N /13
Зачем нужны Управляющие советы? Расширение общественного участия в управлении школой - это важный элемент новой модернизированной системы образования, в том виде как она задумывается и создается, если он не начнет работать, как положено, то не заработают и прочие задумки (публичные отчеты, программы развития школы, общественная экспертиза и оценка труда педагогов и т.п.). Государству:
Зачем нужны Управляющие советы? Появляется субъект для переговоров, официально наделенный полномочиями представлять интересы образовательного учреждения, в том числе, родителей. Городу:
Зачем нужны Управляющие советы? 1.Реализация демократичного стиля управления (со всеми его достоинствами). 2.Конструктивный диалог с родителями (непосредственная вовлеченность в вопросы управления школой, знакомство с проблемами, которые стоят перед администрацией снимает подавляющее число претензий). Образовательному учреждению:
Зачем нужны Управляющие советы? 3. Реализация модели "заинтересованных граждан" ("стейкхолдеров") - заинтересованные граждане - потребители услуг – участвуют и в оформлении общественного заказа, и в контроле, и в оценке выполнения. Их участие позволяет более эффективно внедрять различные изменения в школе, так как в продвижении изменений участвует не только администрация, но и внешние силы в лице родителей. Образовательному учреждению:
Зачем нужны Управляющие советы? 4. Работающий Совет может разгрузить администрацию и взять на себя решение отдельных задач мониторинга и контроля: например, взять на контроль вопросы качества питания, организацию пропускного режима в школе. Образовательному учреждению:
Зачем нужны Управляющие советы? 5. Исполнение представительских функций – представление интересов школы в органах власти от имени Управляющего совета, зачастую оказывается более эффективной. Власть, как правило, более ответственно и внимательно относится к обращениям от лица организованной родительской общественности, чем от лица директора школы. Образовательному учреждению:
Зачем нужны Управляющие советы? УС могут дополнительно прорабатывать, решать отдельные проблемы дисциплины, создания более комфортных условий в школе и даже обращаться от своего имени с официальными обращениями к родителям учащихся, которые систематически не исполняют установленные правила. Педагогам:
Зачем нужны Управляющие советы? 1. Для учащихся это первый опыт, который поможет обучиться навыкам управления, сотрудничества, групповой дискуссии, проектирования и т.п. 2. Участие в работе Советов представителей от школьных органов ученического самоуправления повышает статус этих органов. Ученикам:
Зачем нужны Управляющие советы? 1. Родители получают возможность обращаться к Управляющему совету как к посреднику между родительской общественностью и администрацией школы. 2. Совет выполняет роль согласования различных интересов и мнений. Родителям:
Зачем нужны Управляющие советы? 3. Активным и неравнодушным родителям членство в Управляющем совете дает официальный статус, а вместе с ним возможность представлять и отстаивать не только личные интересы, но и выступать в интересах школы, участвовать в переговорах и непосредственным образом влиять на принятие решений. Родителям:
«Их принципиальное отличие состоит в том, что управляющие советы наделены полномочиями решать определенные вопросы в соответствии с уставом и положением о совете. При этом руководитель учреждения обязан исполнять решения советов, принятые в рамках их компетенции. То есть их решения носят императивный характер, такой же, как, например, приказы руководителя, изданные в соответствии с его полномочиями». А.И. Вавилов, ст. науч. сотр. ГУ НИУ ВШЭ Совет школы, Управляющий совет – какая разница?
1. Определение основных направлений (программы) развития общеобразовательного учреждения, особенностей его образовательной программы. 2. Повышение эффективности финансово- экономической деятельности общеобразовательного учреждения. 3. Содействие созданию в общеобразовательном учреждении оптимальных условий и форм организации образовательного процесса. 4. Контроль за соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в общеобразовательном учреждении. РОЛИ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЯЮЩЕГО СОВЕТА
1. Согласование компонента образовательного учреждения, государственного стандарта общего образования, «школьного компонента» и профилей обучения. 2. Утверждение программы развития учреждения. 3. Согласование выбора учебников из числа рекомендованных (допущенных) Минобразования и науки России. 4. Установление режима занятий обучающихся по представлению педагогического совета, в том числе продолжительность учебной недели (пятидневная или шестидневная), время начала и окончания занятий. ПОЛНОМОЧИЯ УПРАВЛЯЮЩЕГО СОВЕТА
5. Решение о введении (отмене) единой в период занятий формы одежды для обучающихся. 6. Рассмотрение жалоб и заявлений обучающихся, родителей (законных представителей) на действия (бездействие) педагогического и административного персонала ОУ. 7. Содействие привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития ОУ. 8. Заслушивание отчета руководителя учреждения по итогам учебного и финансового года. 9. Рассмотрение вопросов создания здоровых и безопасных условий обучения и воспитания в ОУ. ПОЛНОМОЧИЯ УПРАВЛЯЮЩЕГО СОВЕТА