Работа в группах Группа – МО
Вместо эпиграфа Говорят, что настоящего исследователя отличает от всех других людей особого рода голод – к поиску, парадоксам и решениям ! Уже расхожей в педагогике стала притча о голодном человеке и ловле рыбы. Важно не просто накормить голодного рыбой, главное – научить его её ловить ! Если мы дадим ему рыбу, то поможем только один раз, а если научим ловить, то накормим на всю жизнь. С точки зрения процесса обучения, можно выделить принципиально четыре различных типа : - дать рыбу и не обучать ловле ; - учить голодного ловле ; - накормить, а потом учить ловле ; - учить ловле и одновременно кормить. Если говорить об образовательных ситуациях, то для них наиболее эффективен четвёртый способ.
Содержание и организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Для чего вводится проектная и учебно-исследовательская деятельность?
ФГОС: Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.
ФГОС: особенности исследовательской и проектной деятельности 1. Деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
ФГОС: особенности исследовательской и проектной деятельности 2. Строя отношения в ходе поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.
3. Организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности. ФГОС: особенности исследовательской и проектной деятельности
Проектная деятельность – совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся - партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению проблемы, значимой для участников проекта.
Из опыта работы
В школе используется учебное исследование ! Главная цель учебного исследования - развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в " большой " науке. В образовании цель исследовательской деятельности - приобретение учащимся навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления.
Составляющие исследовательской деятельности : периодический и продолжительный поиск, глубоко осмысленная и творческая переработка информации научного характера, работа мыслительных процессов в особом режиме аналитико - прогностического свойства, действие путём « проб и ошибок », озарение, личные и личностные открытия !
Из опыта работы
РАЗЛИЧИЯ Проектная деятельность Учебно - исследовательская деятельность Проект направлен на получение конкретного запланированного результата продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования. В ходе исследования организуется поиск в какой - то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат.
РАЗЛИЧИЯ Проектная деятельность Учебно - исследовательская деятельность Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы ( для решения этой проблемы ) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.
Различаем понятия Исследовательская деятельность – это деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере : постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Любое исследование имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Различаем понятия Параметры сравнения Проектная деятельностьИсследовательская деятельность ЦельПроект, всегда ориентирован на практику. Это не творчество в полной мере, это творчество по плану в определенных контролируемых рамках. Исследование - это процесс поиска неизвестного, новых знаний, это всегда творчество РезультатСоздание заранее планируемого реального проектного продукта ( плакат, презентация, книжка, листовка, словарь, альбом ит. п.) Исследование не предполагает создания какого - либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. МетодикаМетод проектов предполагает работу по чётко составленному плану, требует ясного формулирования изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом. Здесь нет места « провокационным идеям ». Исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, практически нерегламентированной какими - либо внешними установками. В ней значительно больше места для импровизации.
Алгоритм разграничения понятий: Задайте себе два вопроса. 1- й вопрос. Цель деятельности – создание объекта или модели ? Если да, перед нами проект, если нет – исследование. 2- й вопрос. Результат исследования ученика известен учителю заранее ? Если да, то это исследование, но учебное. Его цель – смоделировать исследовательскую ситуацию, провести своего рода игру, в результате которой ребенок научится выделять проблему, ставить гипотезу, работать с различными источниками информации, обобщать, сравнивать, делать выводы. Если результат заранее не известен, если мы можем его лишь предполагать, т. е. выдвигать гипотезу, то работа будет представлять собой научное исследование. Цель его – не открытие новых сведений для ребенка, а вклад, пусть небольшой, в науку.
Процент педагогов, прошедших курсы Intel ( ) Владение методикой проектной деятельности 2009 г.2010 г г г.
Одной из особенностей работы над проектом является самооценивание хода и результата работы. Это позволяет, оглянувшись назад, увидеть допущенные просчёты (переоценка собственных сил, неправильное распределение времени, неумение работать с информацией, вовремя обратиться за помощью).
Требование ФГОС Обучающиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных приёмов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта. Чем обеспечено Положение о проектной деятельности. Положение об учебно - исследовательской деятельности. Курсы.
Требование ФГОС Необходимо обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания ( научное руководство ), так и в отношении собственно работы и используемых методов ( методическое руководство ); Чем обеспечено Положение о проектной деятельности – п. 4.5.
Требование ФГОС Необходимо использовать для начинающих дневник самоконтроля, в котором отражаются элементы самоанализа в ходе работы и который используется при составлении отчётов и во время собеседований с руководителями проекта. Чем обеспечено Положение о проектной деятельности – Приложение
Требование ФГОС Необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада ( в случае группового характера проекта или исследования ) каждого участника. Чем обеспечено Положение о проектной деятельности – Приложение.
Требование ФГОС результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть презентованы, получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме или путём размещения в открытых ресурсах Интернета для обсуждения. Чем обеспечено Школьная научно - практическая конференция
Планируемые результаты освоения проектной и учебно-исследовательской деятельности Определите, какой из пунктов ( А или В ) является базовым, какой – повышенным.
А планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме В самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект 1
А использовать догадку, озарение, интуицию В выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме 2
А распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы В использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование 3
А использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма В использовать такие естественно - научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами 4
А использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук : анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов В использовать такие естественно - научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение « хорошей гипотезы », эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели / теории 5
А целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства В отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания 6
А ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме В осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта 7
А использовать некоторые приёмы художественного познания мира : целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного ( типичного ) и единичного, оригинальность В использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук : постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов 8
Правильно: 1. А – Б, В – П 2. А – П, В – Б 3. А – Б, В – П 4. А – Б, В – П 5. А – П, В – Б 6. А – П, В – Б 7. А – Б, В – П 8. А – П, В – Б
Результат исследовательской деятельности : интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде : 1. Проблемно - реферативные работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы. 2. Экспериментальные работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий. 3. Натуралистические и описательные работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого - либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода. 4. Исследовательские работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.
Представление исследований : Представление исследования имеет решающее значение во всей работе. Жанры представления исследований : тезисы, научная статья, устный доклад.
Структура исследовательских работ учащихся ( стандарт ): Титульный лист, Содержание Введение ( Актуальность, степень изученности темы, краткий обзор литературы и источников, цель, гипотеза, задачи, объект и предмет исследования, методы исследования, практическая значимость ) Главы (1,2) Заключение Список источников Приложения
Школьная научно-практическая конференция «Первые шаги в науке» Декабрь : Научно - исследовательские работы Апрель : Проектные работы