Уважаемые родители Троицкой школы ! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования ? Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 " Закона об образовании " и представляют собой " совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования ( ООП НОО ) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию ". С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России : Материалы по ФГОС НОО размещены на сайте
Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО ? Стандарт выдвигает три группы требований : Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ; Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования ; Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Что является отличительной особенностью нового Стандарта ? Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия ( УУД ). Под УУД понимают " общеучебные умения ", " общие способы деятельности ", " надпредметные действия " и т. п. Для УУД предусмотрена отдельная программа - программа формирования универсальных учебных действий ( УУД ). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы. Важным элементом формирования УУД обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях ( ИКТ ) и формирование способности их грамотно применять ( ИКТ - компетентность ). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма " Формирование ИКТ компетентности обучающихся ". Реализация программы формирования УУД в начальной школе - ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.
Какие требования к результатам обучающихся устанавливает Стандарт ? Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования : личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно - смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально - личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества ; сформированность основ гражданской идентичности ; метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия ( познавательные, регулятивные и коммуникативные ), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиям ; предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах " выпускник научится …", что является группой обязательных требований, и " выпускник получит возможность научиться …,
Что изучается с использованием информационно - коммуникационных технологий ? Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни, понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом. Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде. Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации. В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете. В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты " Я и мое имя ", " Моя семья ", совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе. Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами - описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т. п.
Что такое информационно - образовательная среда ? Требования к информационно - образовательной среде ( ИС ) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.
Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности ? Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности ( спортивно - оздоровительное, духовно - нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное ). Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей ( законных представителей ). Во внеурочную деятельность могут входить : выполнение домашних заданий ( начиная со второго полугодия ), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого - педагогической и коррекционной поддержки ( в том числе - индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т. д.), индивидуальные и групповые консультации ( в том числе - дистанционные ) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т. д. Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения. Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.
Когда образовательные учреждения переходят на новый Стандарт начального образования ? Переход на новый Стандарт проходит поэтапно. В 2010/2011 учебном году Стандарт введён в 1- х классах 25 школ Пермского края. С 1 сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях РФ (1 класс ) введение Стандарта является обязательным. Обращаем ваше внимание на то, что каждое образовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы (5- дневная или 6- дневная учебная неделя ). Продолжительность уроков в начальной школе : в 1 классе - 35 минут ( при невозможности организовать специальное расписание звонков для 1 класса, активная фаза урока продолжается не более 35 минут ); во 2-4 классах минут ( по решению общеобразовательного учреждения ). Продолжительность учебного года : в 1 классе - 33 учебные недели ; во 2-4 классах - 34 учебные недели. Продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней. В первых классах устанавливаются дополнительные недельные каникулы ( в феврале ). Общий объем нагрузки и объем аудиторной нагрузки для учащихся определяется учебным планом образовательного учреждения, который предусматривает : - обязательные учебные занятия, объемом 20 часов в неделю ; - внеурочную деятельность младших школьников, на которую отводится 10 часов в неделю.