Рабочая программа Автор: к.полит.н., доцент, директор НОЦ «Социально-политические исследования технологий» Томского государственного университета Евгения В. Попова
Изучение государственной политики России е гг. в отношении развития науки и техники с позиции policy studies исследований; Образовательная методика проектно- ориентированного обучения, когда студенты не просто получают новые знания о содержании политики, но научаются применять прикладные методы для анализа существующей ситуации; Принципиально новый авторский курс, представляющий политику России в отношении развития науки и техники
знакомство с policy studies подходами: problem perception, agenda setting, policy formulation/decision making, implementation, evaluation, policy reformulation/termination; знания о российской научно-технической политике; опыт исследовательской работы, знания и навыки работы с методами сбора и анализа данных и написания аналитических записок, в идеале и научных статей
Для успешной работы студента необходимо знакомство студентов с общей социальной и политической теорией (социологический и политологический понятийный аппарат, основные теоретические подходы) и основными понятиями политической науки. Студенты, приступая к изучению данной дисциплины, должны обладать навыками работы с источниками и рекомендуемой литературой (как на русском, так и на иностранных языках), четко формулировать свою собственную точку зрения и отстаивать ее во время дискуссий. Желание работать над собственным исследовательским проектом, в идеале, в составе исследовательской группы.
Блок 1:Лекционные и семинарские занятия: обсуждение подходов и моделей исследования принятия и исполнения политических решений. Обсуждение примеров policy исследований в литературе. Знакомство с методами сбора и анализа данных о российской научно-технической политике. Блок 2: Групповое проектное обучение: организация исследовательских групп, состоящих из 3-4 студентов, а также преподавателя курса, который принимает активное участие в работе магистрантов по проекту по изучению одной их сфер российской технологической политики. Блок 3: Презентация результатов научного проекта и рефлексия работы над проектом.
Организация исследовательских групп, состоящих из 3-4 студентов, а также преподавателя курса. Эти группы будут помимо получения знания о современной российской политике, обучать студентов работать со статистическим материалом, с нормативными и медийными источниками, методам сбора данных, способам анализа и организации полученного материала. Работа предполагает организацию и выполнение исследовательского проекта по изучению одной их сфер российской технологической политики (в сфере ВПК, АПК, государственные технопроекты в сфере реформирования медицины/ образования/ науки, формулирование и исполнение государственной/ региональной инновационной политики). ВАЖНО: в качестве методологии выполнения проекта используем навыки и подходы, полученные на занятиях блока 1. В исключительных случаях возможна индивидуальная работа студента над исследовательским проектом. Но это не исключает активное участие преподавателя в исследовательской работе студента.
В третьем блоке слушатели представляют результаты своих проектов, совместно обсуждают их эффективность, проводят рефлексию своей проектной деятельности. В этом модуле они выполняют такие задания: Провести презентацию методов и находок группового исследовательского проекта для всех участников курса. Провести рефлексию работы над подготовкой проекта и представленных результатов. Указать на ресурсы, использованные при подготовке проекта. Принять участие в обсуждении презентации результатов проекта. Сформулировать предложения по коррекции проведенного научного проекта.