Основные характеристики Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Подготовила: д.п.н, проф. Платохина Н.А. Natacha- ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»
Общая информация Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 2151) Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 2151)
Общая информация Результатом реализации требований является создание развивающей образовательной среды: обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей; высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества; гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников; комфортной по отношению к воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.
Общая информация Требования включают семь групп требований: 1) требования к кадровому обеспечению; 2) требования к материально-техническому обеспечению; 3) требования к учебно-материальному обеспечению; 4) требования к медико-социальному обеспечению; 5) требования к информационно-методическому обеспечению; 6) требования к психолого-педагогическому обеспечению; 7) требования к финансовому обеспечению.
Требования к кадровому обеспечению предусматривают: 1. Укомплектованность образовательного учреждения, квалифицированными кадрами - педагогическими, руководящими и иными; 2. Уровень квалификаций педагогических и иных работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности; 3. Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения обеспечивается освоением работниками образовательного учреждения дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации (в объеме не менее 72 часов), не реже чем каждые пять лет;
Требования к материально-техническому обеспечению включают: 1. Требования к зданию и участку образовательного учреждения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами; 2. Требования к водоснабжению и канализации, отоплению и вентиляции здания образовательного учреждения в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами; 3. Требования к набору и площадям образовательных помещений, их отделке и оборудованию в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами; 4. Требования к искусственному и естественному освещению помещений для образования детей в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами; 5. Требования к санитарному состоянию и содержанию помещений в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
Требования к материально-техническому обеспечению включают: 6. Требования пожарной безопасности в соответствии с правилами пожарной безопасности; 7. Требования охраны жизни и здоровья воспитанников и работников образовательного учреждения, включающие: соответствие состояния и содержания территории, здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной и электробезопасности, требованиям охраны труда воспитанников и работников; наличие помещений для питания воспитанников в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами; оснащенность кабинетов, физкультурного зала, спортивных площадок, бассейна необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарем;
Требования к материально-техническому обеспечению включают: наличие необходимого оснащения помещений для работы медицинского персонала; наличие в помещениях, в которых осуществляется образовательная деятельность здоровьесберегающего оборудования (зрительные тренажеры, приборы, улучшающие качество окружающей среды, аэроклиматические установки, оборудование, позволяющие удовлетворить потребность воспитанников в движении); наличие необходимого квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную и коррекционную работу с детьми; сформированность культуры здоровья педагогического коллектива образовательного учреждения наличие необходимого оснащения помещений для работы медицинского персонала; наличие в помещениях, в которых осуществляется образовательная деятельность здоровьесберегающего оборудования (зрительные тренажеры, приборы, улучшающие качество окружающей среды, аэроклиматические установки, оборудование, позволяющие удовлетворить потребность воспитанников в движении); наличие необходимого квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную и коррекционную работу с детьми; сформированность культуры здоровья педагогического коллектива образовательного учреждения 8. Требования архитектурной доступности, то есть возможности для беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов к объектам инфраструктуры образовательного учреждения.
Требования к учебно-материальному обеспечению содержат: Требования к предметно-развивающей среде образовательного учреждения (группы) включают: Требования к предметно-развивающей среде образовательного учреждения (группы) включают: Соблюдение следующих принципов: информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением; информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением; вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями; вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями; полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды; полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;
Требования к учебно-материальному обеспечению содержат: педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка; трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства; педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка; трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства;
Требования к учебно-материальному обеспечению содержат: Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающее возможности: осуществления не только образовательной деятельности, но и присмотра и ухода за детьми; организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; построения образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми (основная форма работы- игра; организации разнообразной игровой деятельности; Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающее возможности: осуществления не только образовательной деятельности, но и присмотра и ухода за детьми; организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; построения образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми (основная форма работы- игра; организации разнообразной игровой деятельности;
Требования к учебно-материальному обеспечению содержат: выявления и развития способностей воспитанников в любых формах организации образовательного процесса; освоения детьми, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья, основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении, включая оказание им индивидуально ориентированной психолого-медико- педагогической помощи, а также необходимой технической помощи с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей; выявления и развития способностей воспитанников в любых формах организации образовательного процесса; освоения детьми, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья, основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении, включая оказание им индивидуально ориентированной психолого-медико- педагогической помощи, а также необходимой технической помощи с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;
Требования к учебно-материальному обеспечению содержат: учета национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс; использования образовательных технологий деятельностного типа; эффективной и безопасной организации самостоятельной деятельности воспитанников; физического развития воспитанников; учета национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс; использования образовательных технологий деятельностного типа; эффективной и безопасной организации самостоятельной деятельности воспитанников; физического развития воспитанников;
Требования к учебно-материальному обеспечению содержат: Учет полоролевой специфики и обеспечение предметно- развивающей среды как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков; Учет полоролевой специфики и обеспечение предметно- развивающей среды как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков; Создание предметно-развивающей среды с учетом принципа интеграции образовательных областей. Создание предметно-развивающей среды с учетом принципа интеграции образовательных областей. Требования к играм, игрушкам, дидактическому материалу, издательской продукции, включающие: - общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе; - подбор оборудования для тех видов деятельности, которые способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы) а также с целью активизации двигательной активности ребенка;
Требования к учебно-материальному обеспечению содержат: Оборудование должно отвечать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям; Оборудование должно отвечать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям; При подборе оборудования педагоги учитывают условия каждого образовательного учреждения: количество воспитанников в группах, площадь групповых и подсобных помещений; При подборе оборудования педагоги учитывают условия каждого образовательного учреждения: количество воспитанников в группах, площадь групповых и подсобных помещений; Подбор оборудования осуществляется исходя из того, что основной формой работы с детьми и ведущей деятельностью для них является игра; Подбор оборудования осуществляется исходя из того, что основной формой работы с детьми и ведущей деятельностью для них является игра; Оборудование для продуктивной деятельности представлено оборудованием для изобразительной деятельности и конструирования; Оборудование для продуктивной деятельности представлено оборудованием для изобразительной деятельности и конструирования; Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности включает объекты для исследования в реальном действии и образно- символический материал. Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности включает объекты для исследования в реальном действии и образно- символический материал.
Требования к учебно-материальному обеспечению содержат: Материалы и оборудование для двигательной активности; Материалы и оборудование для двигательной активности; Требования к игрушкам для детей дошкольного возраста (игрушки должны обладать полифункциональностью, дидактическими свойствами, принадлежностью к изделиям художественных промыслов). Требования к игрушкам для детей дошкольного возраста (игрушки должны обладать полифункциональностью, дидактическими свойствами, принадлежностью к изделиям художественных промыслов). Требования к оснащению и оборудованию кабинетов; Требования к оснащению и оборудованию кабинетов; Требования к техническим средствам обучения Требования к техническим средствам обучения
Требования к медико-социальному обеспечению включают: Требования к медицинскому обслуживанию воспитанников в образовательном учреждении. Требования к медицинскому обслуживанию воспитанников в образовательном учреждении. Требования к формированию и наполняемости дошкольных групп. Требования к формированию и наполняемости дошкольных групп. Требования к прохождению профилактических осмотров персонала, работающего в образовательном учреждении. Требования к прохождению профилактических осмотров персонала, работающего в образовательном учреждении. Требования к организации питания воспитанников. Требования к организации питания воспитанников. Требования к организации оздоровления воспитанников в образовательном учреждении в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами. Требования к организации оздоровления воспитанников в образовательном учреждении в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами.
Требования к информационно-методическому обеспечению включают: Требования к информационно-методическому обеспечению включают: Информационное обеспечение образовательного процесса, Информационное обеспечение образовательного процесса, Методическое обеспечение образовательного процесса Методическое обеспечение образовательного процесса
Требования к психолого-педагогическому обеспечению направлены на: Формирование профессионального взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста. Формирование профессионального взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста. Сохранение психического здоровья воспитанников, мониторинг их развития, организацию развивающих занятий с детьми, направленных на коррекцию определенных недостатков в их психическом развитии. Сохранение психического здоровья воспитанников, мониторинг их развития, организацию развивающих занятий с детьми, направленных на коррекцию определенных недостатков в их психическом развитии. Обеспечение единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач воспитательно-образовательного процесса; Обеспечение единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач воспитательно-образовательного процесса;
Требования к психолого-педагогическому обеспечению направлены на: Учет гендерной специфики развития детей дошкольного возраста; Учет гендерной специфики развития детей дошкольного возраста; Обеспечение преемственности с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования; Обеспечение преемственности с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования; Построение взаимодействия с семьями воспитанников; Построение взаимодействия с семьями воспитанников; Создание системы организационно- методического сопровождения основной образовательной программы дошкольного образования; Создание системы организационно- методического сопровождения основной образовательной программы дошкольного образования;
Требования к психолого-педагогическому обеспечению направлены на: Разделение воспитанников на возрастные группы в соответствии с закономерностями психического развития ребенка в онтогенезе: младенческий (от рождения до 1 года), ранний (от 1 года до 3 лет), младший (от 3 до 4 лет), средний (от 4 до 5 лет) и старший дошкольный (от 5 до 7 лет); Разделение воспитанников на возрастные группы в соответствии с закономерностями психического развития ребенка в онтогенезе: младенческий (от рождения до 1 года), ранний (от 1 года до 3 лет), младший (от 3 до 4 лет), средний (от 4 до 5 лет) и старший дошкольный (от 5 до 7 лет); Направленность организационно-методического сопровождения основной общеобразовательной программы дошкольного образования на работу с детьми в зоне ближайшего развития и на организацию самостоятельной деятельности воспитанников. Направленность организационно-методического сопровождения основной общеобразовательной программы дошкольного образования на работу с детьми в зоне ближайшего развития и на организацию самостоятельной деятельности воспитанников. Соблюдение требований к взаимодействию образовательного учреждения (группы) с родителями (законными представителями) воспитанников. Соблюдение требований к взаимодействию образовательного учреждения (группы) с родителями (законными представителями) воспитанников.
Требования к финансовому обеспечению позволяют: обеспечивать государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования; обеспечивать государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования; обеспечивать образовательному учреждению возможность выполнения федеральных государственных требований к структуре программы дошкольного образования и условиям ее реализации; обеспечивать образовательному учреждению возможность выполнения федеральных государственных требований к структуре программы дошкольного образования и условиям ее реализации; обеспечивать реализацию обязательной части основной программы дошкольного образования и части, формируемой участниками образовательного процесса; обеспечивать реализацию обязательной части основной программы дошкольного образования и части, формируемой участниками образовательного процесса; отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации программы дошкольного образования, а также механизм их формирования. отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации программы дошкольного образования, а также механизм их формирования.
Вопросы для саморефлексии: Какие группы требований представлены в ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования? Какие группы требований представлены в ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования? Дайте определение «Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования » Дайте определение «Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования » Приведите примеры соблюдения в детском саду требований к учебно- материальному обеспечению. Приведите примеры соблюдения в детском саду требований к учебно- материальному обеспечению.
Творческие задания: Разработайте модель развивающей среды в соответствии с ФГТ. Заполните таблицу «Требования к игрушкам детей дошкольного возраста» Качества, которыми должны обладать игрушки для дошкольников Примеры игрового оборудования 1.Полифункциональность
Творческое задание Заполните таблицу «Принципы к организации предметно-развивающей среде» Принципы организации предметно развивающей среды Реализация принципа в деятельности ДОУ 1.Информативности
Спасибо за внимание!