«Организация урочной деятельности в условиях внедрения ФГОС НОО (из опыта работы)». МО учителей начальных классов МОУ Бугровская СОШ
«С урока начинается учебно- воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Только на уроке можно определить роль учителя в учебном процессе, только на уроке можно увидеть его рост и развитие». Ю.А.Конаржевский
В связи со сменой «знаниевой» парадигмы образования на компетентностную меняется цель образовательного процесса. В новых условиях изменятся и подходы к конструированию урока, требования к профессиональной компетенции педагога.
Как изменятся подходы к конструированию урока в условиях внедрения ФГОС 1. Изменение целевой установки урока «дать образование» на установку «образование как самореализация». 2. Изменение принципа репродуктивного усвоения материала на принцип продуктивности (системно - деятельностный подход в обучении). 3. Переход от «образования для всех» к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого ученика. 4. Переход от ЗУНовских ориентиров подготовки и проведения урока к компетентностному (продвижение инновационных образовательных технологий в практику урока). 5. Создание информационно-коммуникационной образовательной среды. 6. Внедрение системы индивидуальной и коллективной рефлексии – осознание выполненной деятельности. 7. Персонализированная система контроля результатов, учитывающая индивидуальные возможности и цели каждого ученика (причём оценке подлежат не столько результаты сравнения достижений ученика с едиными нормами и критериями, сколько выявление его собственного образовательного приращения, сравнение его с самим собой). Введение ученического портфолио.
Изменятся подходы к составлению рабочей программы по учебному предмету в условиях внедрения ФГОС НОО Разрабатывая или адаптируя рабочую программу, практически каждый педагог сталкивается с определенными трудностями, преодолеть которые возможно при поэтапном выполнении этой работы: 1. Выбрать программу по учебному предмету и соответствующий ей учебник из рекомендованного перечня. 2. Сравнить цели изучения учебного курса в выбранной программе с целями, сформулированными в стандартах образования, примерной программе по учебному курсу базисного учебного плана, а также с целями и задачами образовательной программы школы. 3. Сопоставить требования к уровню подготовки выпускников в выбранной программе с таковыми же требованиями, прописанными в стандарте, примерной программе. Определить результаты деятельности выпускников, не включенные в программу. Выделить результаты, превышающие требования к уровню подготовки выпускников, обозначенные в образовательной программе образовательного учреждения. 4. Сопоставить содержание выбранной программы с содержанием примерной программы. Выделить перечень тем и отдельных вопросов, содержащихся в примерной программе по учебному курсу базисного учебного плана, но не включенных в программу. Определить разделы, темы, вопросы программы, которые носят избыточный характер в рамках реализации образовательной программы и учебного плана образовательного учреждения, и включить или исключить их из общего содержания. 5.Определить последовательность тем и количество часов. 7.Подобрать необходимую литературу, наглядные пособия, оборудование. 8.Подобрать контрольно-измерительные материалы: выделить перечень проверяемых компетенций согласно этапу обучения и цели контроля; подобрать контролирующие задания, направленные на проверку компетенций; составить схему анализа работы в контексте поставленной цели контроля, позволяющую получить объективную информацию для коррекции учебного процесса.
Какими педагогическими умениями необходимо владеть педагогу для успешной реализации ФГОС Изучение нормативной базы ФГОС НОО. Курсовая подготовка педагога. Изучение новых подходов к составлению рабочей программы в рамках внедрения новых стандартов Изучение инновационных образовательных технологий и внедрение их в практику урока. Овладение умением осуществлять персонализированную систему контроля достижений ученика. Владение ПК и Интернет - ресурсами Изменение роли педагога в образовательном процессе. Овладение умением организовать исследовательскую деятельность обучающихся.
Регулятивные действия целеполагание как постановка учебной задачи на основании соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий
Приемы, используемые нами. -Совместная формулировка учебной проблемы. - Работа по предложенному плану, использование необходимых средств (учебник, простейшие приборы и инструменты).. - Планирование учебной деятельности на уроке. -Проговаривание последовательности действий на уроке. -Совместная эмоциональная оценка деятельности класса на уроке. -Отличие верно выполненного задания от неверного. -Высказывание своей версии, попытка предлагать способ её проверки. -Определение успешности выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Коммуникативные действия это умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению. Коммуникативные умения обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности: умение слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации;
Что делаем для формирования? 1.Организация групповой работы учащихся и работа в паре. Работу я начала с выработки основных правил. Мы пришли к выводу, что должно достигаться: - полное внимание к однокласснику; - серьезное отношение к мыслям, чувствам других; - терпимость, дружелюбие: -никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку». - распределять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) 2.Заучивание наизусть стихотворения, прозаического фрагмента. 3. Выразительное чтение и пересказ текста 4. Выстраивание бесед на уроке и в жизни.
Для учителя тоже есть правила: Давать учащимся время на обдумывание их ответов. Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей. Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации). Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет. Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении. Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников. Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.
Познавательные учебные действий общеучебные действия логические действия постановки и решения проблем.
Приемы формирования: - Самостоятельно формулируем цели. - Учимся ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре), - Отвечаем на вопросы, используя учебник, компьютерные ср-ва,свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. - Делаем выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары. - Сравниваем и группируем предметы. - Находим закономерности в расположении слов, фигур по значению одного признака. - Называем последовательность простых знакомых действий, нахождение пропущенного действия в знакомой последовательности. - Подробный пересказ сказок, небольших текстов, определение и формулировка их темы. - Игры «Верю- не верю», «Если бы...», «Закончи предложение», «Если бы...», - Исследовательская работа. - Конструирование вопросов.
Личностные учебные действия Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него; действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Что делаем для формирования? -участие в проектах; -подведение итогов урока; -творческие задания; -зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; -мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; -самооценка события, происшествия;