Технология проектирования компетентностно- ориентированных заданий Криволапова Н.А., д.п.н.,профессор, первый проектор - проректор по науке инновационной деятельности ИРОСТ, заслуженный учитель РФ
Приоритеты общеучебные умения надпредметные знания умение учить себя
способности знания и умения компетентность
Компетентность представляет собой особую способность эффективно выполнять конкретные действия в определенной предметной области. Она включает: узкоспециальные знания, предметные навыки, способы мышления, понимание личной ответственности за совершенные действия. Дж. Равен
Компетентность мобильность знаний гибкость метода критичность мышления
Для того чтобы быть современным, нужно научиться: СОСУЩЕСТВОВАТЬ, УЧИТЬСЯ, РАБОТАТЬ, ЖИТЬ. ПринципСодержание принципа СОСУЩЕСТВОВАТЬ осуществление совместных проектов или разумное и мирное решение неизбежных конфликтов УЧИТЬСЯ сочетание достаточно широких общих культурных знаний с возможностью глубокого постижения ограниченного числа дисциплин РАБОТАТЬ совершенствование в своей профессии, а в более широком смысле приобретение компетентности, дающей возможность справляться с различными ситуациями, многие из которых невозможно предвидеть ЖИТЬ способности к оценке и усиление личной ответственности в коллективных проектах, поскольку XXI век требует от всех большей самостоятельности
Компетентность – это умение применить знания, умения навыки в незнакомой жизненной ситуации. Компетентность – это умение решить жизненную задачу, с которой ранее не встречался. Компетентность – это умение адаптироваться в сегодняшнем стремительно меняющемся мире.
Компетентностный подход Главная идея: к личностному успеху приводит опыт самостоятельного решения проблем. Решение проблем – смысл образовательной деятельности. Уровень образованности человека тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно.
Компетентностно-ориентированное задание, представляющее собой способ формирования и развития у учащихся различных компетентностей. Наиболее значимые ключевые компетентности учащихся: информационная, коммуникативная и компетентность разрешения проблем.
Коммуникативная компетентность: письменная коммуникация, публичное выступление, диалог, продуктивная групповая коммуникация. Информационная компетентность: планирование и поиск информации, извлечение первичной информации, извлечение вторичной информации, обработка информации. Компетентность разрешения проблем. Идентификация (определение) проблемы, целеполагание и планирование деятельности, действия по решению проблемы, использование ресурсов, оценка действий, оценка результата/продукта деятельности, рефлексия (оценка собственного продвижения).
Компетентностно-ориентированное задание во-первых, это деятельностное задание; во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию; в-третьих, оно строится на актуальном для учащихся материале; в-четвёртых, его структура задаётся определенными элементами
Структура компетентностно- ориентированного задания стимул; задачная формулировка; источник информации; бланк для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный ответ); инструмент проверки.
Алгоритм введения КОЗ 1. Введение в проблему (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение, желательная связь с практикой). 2. Формулировка задания: – текст задания должен начинаться с глагола; – в тексте задания указано, ЧТО делать, и есть указание на то, КАК делать (в зависимости от уровня). 3. Информация, необходимая для решения данной задачи. 4. Форма предъявления результатов КОЗ (задается структура предъявления учащимися результата своей деятельности по выполнению задания).
Особенности применения КОЗ прикладной характер содержания темы; содержание, включающее в себя оценку явлений и событий; различные концепции; различные толкования причин и следствий, другие противоречивые сведения или позиции, допускающие различное толкование; материал, имеющий существенное значение для местного сообщества, связанный с конъюнктурными, широко обсуждаемыми в обществе вопросами (например, проблемы экологии, вопросы межэтнических отношений и т.п.); содержание программы, связанное с событиями, явлениями, объектами, доступными непосредственному восприятию школьника (в том числе в учебных ситуациях); материал, работа с которым допускает выход за пределы школы, его изучение на базе предприятий, высших учебных заведений, учреждений культуры; содержание программы, связанное с формированием учебных умений и навыков (от умения решать квадратные уравнения или использовать формулы вежливости в высказывании на иностранном языке до умения метать гранату на дальность или точность или выполнять запошивочный шов); содержание учебного материала, которое может найти применение в воспитательной (внеучебной) – досуговой, организационной и т.п. деятельности; содержание программы, представляющее собой рассмотрение частных случаев, проявления некоторых общих изучаемых закономерностей и т.п.