Урок в рамках деятельностного подхода
Урок – это зеркало, в котором можно увидеть систему обучения: ее цели, содержание, методы и формы. Урок – особый фрагмент, «клеточка», обладающая существенными признаками целого. Необходимость сотрудничества участников должна быть заложена в цели, принципах и способе обучения.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, ставить цели, решать задачи, решать задачи, отвечать за результаты. отвечать за результаты.
Главное средство субъекта – умение учиться, т. е. учить себя.
Ориентиры деятельности 4 класса Главная Форма организации Формирование Главная Форма организации Формирование содержательная учебных действий субъекта УД задача (УД) задача (УД)
Главная содержательная задача Обобщение способа учебной деятельности: на уроках в рамках отдельного предмета, в межпредметных связях. Осуществляется перенос обобщенного способа учебной деятельности на другие способы деятельности.
Формы организации УД: фронтальная работа, фронтальная работа, парная работа, парная работа, групповая работа, групповая работа, межгрупповая работа. межгрупповая работа.
Формирование субъекта УД Осуществляется благодаря увеличению удельного веса самостоятельности коллективного и индивидуального субъектов.
Урок – это не отрезок времени, а фрагмент учебной деятельности по формированию конкретного учебного действия.
Элементы психологической структуры урока 1) межличностный контакт; 2) включение ребенка в конкретную предметную деятельность; 3) «зацепка» – та неожиданная странность, остановка в привычной деятельности, переводящая ее в ситуацию неопределенности, «загадочности»; 4) организация УД детей по анализу проблемной ситуации; 5) пауза перед решением; 6) кульминация – решение противоречия; 7) развязка, эпилог.
Основные типы уроков: 1. Урок постановки учебной задачи. 2. Урок решения учебной задачи. 3. Урок моделирования и преобразования модели. 4. Урок решения частных задач с применением открытого способа. 5. Урок контроля и оценки.
I. Урок постановки учебной задачи Цели: опираясь на имеющиеся в личном опыте ребенка способы действий с объектами, научить его выделять, объективировать объект изучения, т.е. преобразовывать практическую задачу в учебную; опираясь на имеющиеся в личном опыте ребенка способы действий с объектами, научить его выделять, объективировать объект изучения, т.е. преобразовывать практическую задачу в учебную; научить ребенка действовать в рамках определенного предмета, анализировать, контролировать свои действия; научить ребенка действовать в рамках определенного предмета, анализировать, контролировать свои действия; обеспечить его средствами решения учебно- практических задач; обеспечить его средствами решения учебно- практических задач; вовлечь его в коллективно-распределенную деятельность. вовлечь его в коллективно-распределенную деятельность.
Структура урока постановки учебной задачи: 1. Создание ситуации успеха. 2. Создание ситуации разрыва. 3. Фиксация места разрыва в знаково- символической форме. 4. Формулирование учебной задачи учащимися и учителем. 5. Рефлексия.
II. Урок решения учебной задачи Цель – отыскать общий способ, принцип подхода ко многим частным задачам общего типа.
Структура урока решения учебной задачи: 1. Анализ условий решения задачи. 2. Собственно решение задачи, конструирование нового способа действия. 3. Рефлексия.
III. Урок моделирования и преобразования модели Цели: Цели: построение модели как средства конструирования нового способа; построение модели как средства конструирования нового способа; обучение построению модели на основе анализа принципов, способов ее создания. обучение построению модели на основе анализа принципов, способов ее создания.
Структура урока моделирования: 1. Преобразование условия задачи. 2. Собственно моделирование. 3. Преобразование модели. 4. Рефлексия.
IV. Урок решения частных задач Цель – формирование навыка, отработка способа решения.
Структура урока решения частных задач: 1. Анализ условий решения частной задачи. 2. Собственно решение частной задачи, отработка способа действия. 3. Рефлексия.
V. Урок контроля и оценки Цель – через контрольно-оценочные действия детей проверить и оценить их уровень овладения известным способом действия и понимания границ его применения.
Структура урока контроля и оценки: 1. Создание учебной ситуации. 2. Контроль и оценка использования способа действия. 3. Рефлексия.
Особенности организации урока в 4 классе Главная задача 4 класса – обобщение способов учебной деятельности на уроках в рамках отдельного предмета и в межпредметных связях. Осуществляется перенос обобщенного способа учебной деятельности на другие способы деятельности. Главная задача 4 класса – обобщение способов учебной деятельности на уроках в рамках отдельного предмета и в межпредметных связях. Осуществляется перенос обобщенного способа учебной деятельности на другие способы деятельности. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая и межгрупповая работа. Формирование субъекта учебной деятельности осуществляется благодаря увеличению удельного веса самостоятельности коллективного и индивидуального субъектов.
Этапы передачи детям учительской функции планирования и проведения урока: 1. Учащиеся составляют план урок, а учитель подбирает задания и проводит урок. 2. Четвероклассники составляют план урока, готовят задания в соответствии с планом, а учитель проводит урок. 3. Учащиеся составляют план урока, готовят задания в соответствии с планом и проводят урок.