ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ГОЛОСА Общие проблемы при пении дошкольников: неточное интонирование, крикливая манера пения, открытый, «белый» звук, невнятная дикция.
ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА ВКЛЮЧАЕТ : вокальные упражнения; работу над певческой установкой; над певческим дыханием; над звукообразованием и динамикой; над артикуляцией и дикцией; над ритмом и темпом; работа над расширением диапазона; над интонацией и выразительностью.
Необходимо учитывать следующие дидактические правила: 1)всегда ставить перед детьми конкретную учебную задачу объяснить, что они должны сделать ; 2) показать способ выполнения действия, словесно пояснить, т.е. использовать принцип «Делай, как я»; 3) неоднократно повторять упражнение для усвоения умений, транспонируя его с этой целью по полутонам вверх и вниз или видоизменяя задачу; 4) постоянно контролировать выполнение детьми вокально-артикуляционных упражнений, чтобы дети приобрели навык выполнения того или иного упражнения; 5) включать вокально-хоровые упражнения в каждое музыкальное занятие.
ПЕВЧЕСКАЯ УСТАНОВКА Если хочешь сидя петь, не садись ты, как медведь. Спину выпрями скорей, ноги в пол упри смелей. Руки, плечи все свободно, петь приятно и удобно. Если хочешь стоя петь - головою не вертеть. Встань красиво, подтянись и спокойно улыбнись. РАБОТА НАД ДЫХАНИЕМ Овладеть навыком певческого дыхания детям помогают упражнения: дыхательные упражнения без звука; звуковые дыхательные упражнения; упражнения под музыку. Эти упражнения способствуют оздоровлению всей дыхательной системы, а также осуществляют массаж внутренних органов, насыщают ткани кислородом, укрепляют нервную систему.
Атака звука - это переход голосового аппарата от дыхательного к певческому состоянию. Нужно научить детей умению слушать и отличать красивое пение от некрасивого, т.е. умению постоянно контролировать себя. Громкое пение не значит красивое. ЗВУКОВЕДЕНИЕ Педагог должен всегда выполнять правила: 1) вся вокальная работа должна вестись в негромкой динамике; 2) обучать навыку пения необходимо на материале простейших попевок; 3) перед детьми должна стоять конкретная задача; 4) необходимо приучать детей слышать себя и слушать других; 5) надо сразу пресекать громкое, крикливое пение.
Приемы, помогающие добиться чистоты интонирования 1. Пение а сарellа. Пение без сопровождения помогает выработать более сосредоточенное внимание поющего к звучанию своего голоса и пению товарищей в целом. 2. Пение в сопровождении металлофона или флейты. Эти инструменты имеют звонкий звук и побуждают ребенка петь в высокой позиции звонким звуком. 3. Пропевание интонационно сложных элементов мелодии песни на звук «у». Звук «у» позволяет точно направить звук, достать каждую ноту, как иголочкой, УКОЛОТЬ ее. 4. Пение с солистами. Все дети поют песни, солист или группа солистов исполняют партию персонажа песни.
Можно использовать следующие методические приемы: 1. Утрированный показ артикуляции педагогом на начальном этапе. 2. Артикуляционная гимнастика, состоящая из специальных упражнений, которые направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. 3. Озвученная артикуляционная гимнастика. 4. Музыкальные пальчиковые игры сочетают пение с активной артикуляцией и движения мелкой моторики. 5. Пальчиковые игры с предметами. 6. Проговаривание и пропевание скороговорок в разном темпе, характере, с использованием звучащих жестов по К.Орфу.
Общий диапазон голоса у детей (по Гуцману) ВозрастГруппаПевческий диапазон 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет Первая младшая Вторая младшая Средняя Старшая Подгот. гр. ми 1 - ля' ре 1 - ля 1 ре 1 - си-бемоль 1 ре 1 - до 2 до 1 - до 2
Основные положения расширения диапазона дошкольников (Г.П. Стулова) : 1) пение без придыхания, плавно; 2) при вокализации на гласную должна звучать чистая фонема; 3) пение должно быть непринужденным; 4) рот при пении открывается умеренно; 5) петь без гримас и усилий; 6) петь не громко и не тихо; 7) уметь долго тянуть звук ровным по силе голосом; 8) петь звукоряд вверх и вниз ровным по тембру звуком; 9) прямо, без «подъездов», попадать в ноту; 10) не допускать, чтобы начинающий певец уставал.
Динамика совокупность явлений, связанных с громкостью, силой звучания. Ритм - соотношение длительностей звуков в их последовательности. Упражнения на развитие ритма: 1. Прохлопывание ритма попевок ладошками, палочками. 2. Узнавание попевок по графическому изображению ритма или по отстукиванию ритма педагогом и пропевание их. 3. Пение по ритмическим картинкам. 4. Игры «Узнай песню по ритму», «Зеваки и торопыги», «Хлопки» и др.
Темп скорость исполнения, выраженная в частоте чередования метрических долей. Темп определяет абсолютную скорость исполнения пьесы и тесно связан с характером, стилем, жанром пьесы и со всеми элементами музыкальной формы. Темп зависит также от индивидуальности артиста, его музыкального опыта и традиций исполнения.
Репертуар совокупность произведений, исполняемых на концерте или изучаемых в процессе занятий. Правила, которые необходимо соблюдать при составлении репертуара: художественная ценность произведения; его доступность для понимания детей; соответствие возрастному диапазону; песня должна представлять интерес для детей; песня должна способствовать вокальному росту ребенка.
Обычно процесс работы над песней проходит в течение 7-8 занятий и состоит из нескольких этапов: 1) разучивание песни; 2) закрепление текста; 3) работа над качеством исполнения; 4) закрепление песни, 5) концертное исполнение.
Музыкальное занятие с вокальной направленностью может включать в себя следующие компоненты: 1 ) вокально-двигательную гимнастику; 2) танцы с пением; 3) упражнения на развитие дыхания; 4) вокально-хоровые упражнения различных видов; 5) артикуляционную гимнастику; 6) дикционную разминку; 7) речевые и ритмические игры; 8) песни; 9) музыкальные пальчиковые игры; 10) вокализацию при слушании музыки; 11) музыкальные игры с пением.
Обучение пению процесс достаточно сложный и длительный, требующий от педагогов большого терпения и умения строить учебный процесс так, чтобы ни одна минутка занятия не была потрачена зря. Вспомним слова Протагора: «Нет ни искусства без упражнения, ни упражнения без искусства».