Формирование здорового образа жизни школьника как актуальная проблема системы образования Звездина М.Л., к. пед.н., доцент биологического факультетаТверского государственного университета
Социальная ценность здоровья Здоровье населения – показатель жизнеспособности страны Здоровье – условие национальной безопасности и социально- экономического развития Здоровье – условие устойчивого развития общества
Индикаторы устойчивого развития Интегральные показатели УР включают: Индикатор «здоровье населения» Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) Долголетие –ожидаемая продолжительность предстоящей жизни– один из ключевых измерений человеческого развития
Форум «Здоровье нации – основа процветания России» VII Всероссийский форум «Здоровье нации – основа процветания России» Место проведения: Город Москва, ЦВЗ «Манеж» Дата проведения: сентября 2011 г. При поддержке: Администрации Президента РФ, Федеральных министерств, агентств и служб, Правительства города Москвы, региональных администраций. Цели Форума: Объединение сил общества для решения задач физического и духовно-нравственного оздоровления нации; повышения качества жизни и улучшения социального самочувствия граждан. Участвовали 1000 организаций России.
Ситуация в России Состояние здоровья населения вызывает тревогу (Лига здоровья нации) Во многих регионах России наблюдается депопуляция населения (смертность превышает рождаемость) Тверская область – одна из наиболее неблагополучных в ЦФО
Причины демографического кризиса и проблемы здоровья Неблагополучное состояние окружающей среды Рост наследственно обусловленных заболеваний Кризис семьи Нездоровый образ жизни населения Недостаточно качественный уровень общественного здравоохранения
Проблемы со здоровьем подрастающего поколения Так, по данным Министерства здравоохранения и НИИ физиологии РАО за 2004 г. : только 10 % школьников относится к числу здоровых, 50 % имеют патологию, 40 % относятся к группе риска, инвалидность среди детей за 5 лет возросла в 2 раза, особой проблемой в последние годы стали социально-зависимые болезни
Состояние психического здоровья школьников По данным специальных исследований НИИ психиатрии распространенность основных форм психических заболеваний среди детей и подростков возрастает каждые 10 лет на 10–15 % психические заболевания являются причиной 35 % случаев негодности к военной службе.
Педиатры о здоровье детей По данным на 2006 г., доля здоровых детей достигает 4 – 6 %, а количество больных растет с раннего возраста. Растет распространенность заболеваний ППП, включая ВИЧ-инфекцию. Среди всех новых случаев сифилиса около 15 % регистрируются у подростков и молодых людей до 19 лет. В Тверской области - факт заражения ВИЧ- инфекцией ребенка школьного возраста.
Деградация физического развития детей и подростков По данным главного эксперт-педиатра Минздравсоцразвития академика РАМН А. Баранова (2007), в РФ наблюдается деградация физического развития детей и подростков: силовые показатели у мальчиков снизились по сравнению исследованиями предыдущих лет на 18%, а у девочек - на 21%. Сокращается число детей, имеющих нормальную массу тела: сейчас в России пониженный вес имеют 20% детей. Объем легких у современного молодого поколения сократился на 18%
XII Конгресс педиатров России в 2008 году За последние 5 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 13,1%, в возрасте лет – на 15%. Рост заболеваемости отмечается по всем классам болезней. Самые высокие темпы прироста отмечаются при болезнях крови и кроветворных органов, новообразованиях (в 1,6 раза), мочеполовой системы и врожденных аномалий (в 1,5 раза). В структуре же хронических болезней ведущее место занимают болезни костно-мышечной системы (24%), органов пищеварения (23%), нервной системы и психической сферы (20%).
Государственная политика в сфере здоровья населения В Концепции национальной безопасности РФ здоровье населения определяется «основой национальной безопасности страны» (Указ Президента РФ 1300 от 17 декабря 1997 г.). В «Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации до 2005 г.» (принята Правительством РФ в 2000 г.) в качестве одного из приоритетных направлений деятельности всех ведомств регионов признается «Формирование у населения навыков здорового образа жизни, повышение уровня санитарно-гигиенической культуры»
Формирование экологически безопасного и здорового образа жизни - стратегия в Тверской области Кафедра медицинских знаний и ОБЖ Психологическая служба Центр социальной поддержки студентов Кафедра биомедицины Кафедра экологии Лаборатория социсследований
Роль образования в обеспечении здоровья В современном обществе признаётся роль образования в становлении у обучающихся экологически безопасного и здорового образа жизни Стандарты 2004 и нового поколения нацелены на обеспечение физического, психического и духовного здоровья школьника
Здоровьесберегающее образование в России Созданы и создаются теории и технологии формирования здорового и безопасного образа жизни школьников и студентов Проектируются и функционируют модели «школ здоровья» Вузы становятся вузами здорового образа жизни обучающихся
Современное понимание проблематики здоровья Междисциплинарный статус проблемы здоровья человека. Научное толкование понятия "здоровье", его сложной и многофакторной природы предполагает комплексность его изучения. Здоровье рассматривается как сложный многомерный феномен, отражающий фундаментальные аспекты человеческого бытия. В формулировке ВОЗ "Здоровье - состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие каких-либо болезней и дефектов" Здоровье становится предметом междисциплинарного исследования. Целостность. Здоровье не может быть сведено к простой сумме нормативных показателей, но представляет собой системное качество, характеризующее человеческое бытие в его целостности. Признание глобальности проблемы. Проблема здоровья рассматривается не только на индивидуально- личностном уровне, имеющем значение для выживания и развития отдельного индивида, но и осмысливается как значимый феномен собственно социального бытия человека. Здоровье приобретает значение сложного и глобального социокультурного явления.
Современное понимание проблематики здоровья Фокусировка на социокультурном аспекте проблемы. Комплексное исследование здоровья требует всестороннего анализа того социокультурного контекста, в котором проблематика здоровья приобретает специфическое социально обусловленное значение. В условиях перехода к гуманитарной парадигме образования и гуманизации образования изменение акцента при формировании и развитии здоровья с адаптационной модели на антропоцентрическую гуманистическую модель. Изменение стратегии формирования здоровья - от общественной здравоохранительной к индивидуальной здравосозидательной. Признание при определении управляемой модели здоровья человека нового подхода - через изменение образа жизни человека, главного фактора и резерва здоровья человека (В.В.Колбанов)
Понятие «здоровье» В бытовом представлении «здоровье - это отсутствие болезней». Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, «Здоровье это физическое, психическое и социальное благополучие» Большая медицинская энциклопедия: «здоровье - состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо белезненные изменения» Здоровье - процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни ( В.Н.Казначеев,1989) ЗДОРОВЬЕ это состояние человека, сохраняющего гомеостаз, гомеорез и гомеоморфоз на уровне организма, личности и социального субъекта (Антропова М.В., 2004)
Факторы здоровья человека Наследственность – 20 % Состояние окружающей среды – 20 % Образ жизни – 50 % Медицина – 10 %
Образ жизни как фактор здоровья Б.Б.Прохоров - образ жизни признаётся фактором здоровья и предметом исследования экологии человека (связь с социальной медициной, демографией) Например, демографическое поведение в структуре образа жизни (миграции населения, репродуктивное поведение, освоение новых территорий ) оказывает влияние на здоровье населения
конституция человека особенности внд и психики состояние здоровья Социальн о- экономиче ские условия культура общества «традиции » СМИ образ жизни семьи образ жизни сверстников близкие друзья ценности, потребности, идеалы, смысл жизни самого человека я-концепция, адекватность самооценки уровень жизни качество жизни стиль жизни
Образ жизни и его структура Образ жизни – способ жизнедеятельности (система поведения и деятельности) человека в разных сферах жизни Структура образа жизни: Уровень, качество (условия жизни) и стиль жизни – объективные слагаемые Концепция жизни, смысл жизни, жизненный план, концепция личности - субъективные
Характеристики слагаемых образа жизни Уровень жизни – социально-экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека Качество жизни включает условия жизни - вещественную среду и социальную среду жизнедеятельности; систему функциональных потребностей и степень их удовлетворения, степень самореализации личности в различных сферах жизни, определяет комфортность условий существования людей. Стиль жизни – социально-психологическая сторона образа жизни, выражающая особенности поведения и общения индивида либо социальной группы
Сущность процесса формирования ЗОЖ Устранение или смягчение факторов здоровья, негативно влияющих на здоровье школьника, и наоборот, Поддержание и развитие факторов, благоприятных для здоровья школьника. Реализуется на уровне образовательного учреждения на основе системного и комплексного подходов
Актуальность формирования ЗОЖ у обучающихся на базе образовательных учреждений Социальный заказ общества на здоровый и экологически безопасный образ жизни Необходимость целостного подхода в отражении концепции здоровья и факторов здоровья человека в образовательном процессе Признание в науке образа жизни человека – ведущим фактором здоровья
Проблемы в содержании образования и в практике В содержании образования не отражено междисциплинарное учение об образе жизни человека и образе жизни как факторе здоровья В госстандартах образования, включая стандарты нового поколения, содержательная линия «Образ жизни и здоровье» «размыта», распылена по образовательным областям
Социальный проект «Распространенность курения среди подростков 8-10 классов МОУ ЦО 49»
Социсследование «Распространенность курения среди окружения подростков»
Проблемы в системе жизненных ценностей подростков (2001 год) Выпускники школ в основном понимают ценность здоровья, но имеют большой разрыв в структуре ценностных ориентаций между ценностями «здоровье» и «здоровый образ жизни» (3-5 или 7 место и 12-15) Не осознают связь своего образа жизни с достижением цели жизни, с профессиональным ростом, семейным благополучием
Ценностные ориентации учащихся 8-х классов (2002 год) Наиболее ценны: Здоровье как высшая ценность: от 36 до 57% Семья как высшая ценность: от 42 до 68% Любовь как высш. ценность: от 7 до 55 % Свобода как высшая ценность: от 5 до 36 % Друзья как высш. Ценность: от 5 до 19 % Здоровый образ жизни: от 10 до 15 % Богатство, деньги: от 10 до 15 % Активность: от 0 до 19 % Уверенность в себе: от 0 до 15 %
Наименее значимые ценности Трудолюбие от 20 до 32 % Активность Мирная обстановка в стране Честность Удовольствия Богатство, деньги ЗОЖ от 0 до 20 %
Пути решения проблемы УТОЧНЕНИЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ: формирование у обучающихся готовности и способности вести образ жизни, содействующий здоровью (здоровое качество жизни и стиль жизни) Выделение в содержании ЭО содержательной линии «Образ жизни и здоровье», которая дополнит надпредметную образовательную область «Экология-здоровье-безопасность» Выделение в ФГОС и в образовательных областях и учебных предметах метапредметных, личностных и предметных результатов обучения и воспитания,
Готовность и способность вести ЗОЖ как ожидаемый результат Под готовностью личности вести здоровый образ жизни мы понимаем направленность личности на здоровый образ жизни и владение определенными интеллектуальными и личностными предпосылками и способностями для реализации этой готовности в практической деятельности и в жизненных ситуациях
Структура готовности личности вести здоровый образ жизни Готовность личности вести ЗОЖ включает составляющие: мотивационную - ценностные ориентации по отношению к здоровью и здоровому образу жизни и соответствующие социальные установки, познавательный интерес к проблемам здоровья, взгляды и убеждения индивида и мировоззрение в целом; личностную готовность - степень развитости Я -концепции и способности к самореализации и саморазвитию;
Структура готовности к ЗОЖ информационную готовность - владение определенными знаниями об объекте (о здоровье и образе жизни) и о способах и средствах достижения цели через изменение образа жизни (быть здоровым во всех отношениях); интеллектуальную готовность - овладение определенными интеллектуальными умениями и навыками (аналитико-синтетической, рефлексивной деятельности, деятельности целеполагания и др.);
Структура готовности личности вести ЗОЖ операционально-технологическую готовность - владение специальными умениями и навыками оценки своего здоровья и образа жизни, выявления поведенческих факторов риска и рисков, связанных с состоянием окружающей природной и социальной среды, владение умениями и навыками физического, психического, социального и духовно-нравственного самосовершенствования и изменения своего образа жизни (управления своим Способность – умение применять в жизненной ситуации
Критерии к оценке готовности к ЗОЖ Мотивационная готовность: 1.Ценностные ориентации по отношению к здоровью и здоровому образу жизни. 2.Познавательный интерес к проблемам здоровья 3.Мотивы отношения к физической культуре 4.Мотивы отношения к здоровью 5.Смысл жизни и жизненные ценности
Критерии к оценке готовности Личностная готовность: 1.Степень развитости Я-концепции 2.Способность к самореализации и саморазвитию Информационная готовность: 1. Обученность : владение знаниями о здоровье, факторах здоровья и здоровом образе жизни 2. Обученность: владение знаниями о способах оценки и управления образом жизни
Критерии к оценке готовности Интеллектуальная готовность: Развитость интеллектуальных умений и навыков (аналитико-синтетической, рефлексивной деятельности) Операционально-технологическая готовность: 1.Обученность специальными оценочными умениями и навыками (умение оценивать свой образ жизни, качество и стиль жизни) 2. Обученность умениям самосовершенствования и управления своим образом жизни
Критерии к оценке готовности Способность вести ЗОЖ 1. Стиль жизни школьника, благоприятный для здоровья 2. Качество жизни, включая качество досуга, содействующее здоровью 3. Отсутствие поведенческих рисков в структуре стиля жизни, включая вредные привычки
Внедрение в содержание образования интегрированных модульных программ Разработка системы ценностей, знаний, умений и навыков, универсальных учебных действий в структуре готовности Создание образовательных программ («Образ жизни и здоровье», «Среда, образ жизни и здоровье», «Я здоров – и поэтому успешен») Научные основы программ: идеи гуманизации и гуманитаризации образования, построен в русле личностно-ориентированного, аксиологического и деятельностного подходов в образовании и концепции саморазвивающегося обучения.
Междисциплинарный подход к изучению образа жизни и здоровья Учение об образе жизни человека, учение о многоаспектной сущности здоровья и его моделях, о факторах здоровья Междисциплинарный подход к изучению образа жизни: Отражение в моделях обучения и в содержании образования Медико-биологического Философско-социологического Социально-психологического подходов к образу жизни индивида и общества
Междисциплинарный подход к изучению здоровья Здоровье физическое Здоровье психическое Здоровье социальное Здоровье духовно-нравственное Модели здоровья: «Отсутствие болезни», «норма», «способность к адаптации к среде», «способность к саморазвитию».
Междисциплинарный подход к изучению факторов образа жизни и здоровья Природные (экологические) Биологические факторы Макросоциальные факторы Микросоциальные факторы Личностные факторы
Образовательная здоровьесберегающая программа «Образ жизни и здоровье» Цели: формирование готовности и способности подростка вести здоровый экологически безопасный образ жизни, саморазвитие подростка
Обобщающие идеи курса – основа структуры Жизнь и здоровье человека – ценность Среда –фактор здоровья Образ жизни ведущий фактор здоровья Здоровый образ жизни – условие здоровья и благополучия индивида и общества Управлять образом жизни – быть здоровым
Этапы формирования ценностного отношения к здоровью На первом этапе на первом уроке по теме «Здоровье человека как ценность» в 8 классе идет диагностирование ценностных ориентаций подростков (методика В.А.Ядова – Р. Рокича). Сначала с помощью опорной схемы подростки выясняют, каким образом состояние здоровья человека определяет его благополучие в жизни.
Социальная ценность здоровья
Формирование ценностного отношения к здоровью Объяснение смысла высказываний и пословиц: Здоровье – это не все, но все без здоровья – ничто (Сократ); Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум (Геродот); Здоровье дороже золота, Здоровье всему голова. Самооценка жизненных ценностей по тесту Ядова- Рокича «Мой ценностный портрет». Задание: Составьте свой «ценностный портрет». Сделайте вывод о результатах самооценки.
Формирование ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ Организация на занятиях ситуаций Открытое диалогическое общение Активизация личностных ценностей: «самоценность», «ценность здоровья», «ценность здорового образа жизни» Приём акцентирования внимания на связь здоровья и образа жизни человека и его отдельных компонентов. Приём противопоставления здорового поведения и нездорового стиля жизни. Подготовка сообщений в ходе самостоятельной поисковой деятельности Выполнение исследовательских заданий и проектов
Валеологические проекты для младших подростков 1. Тема проекта: «Мысли о здоровье» Цель проекта – составить своеобразную копилку пословиц, поговорок, высказываний, афоризмов о здоровье и здоровом образе жизни. Проект выполняется коллективно. Учащиеся с помощью родителей и учителя работают с литературными источниками. Собранный материал оформляется в виде стенда. Далее составляется «Книга о здоровье». 2. Тема проекта: « Валеологическая сказка» Цель: научить детей оценивать ситуации с точки зрения значения поведения героев для здоровья; развитие умения сочинять или преобразовывать сказки. Дети выбирают из различных литературных источников сказки валеологического содержания, например, К.Чуковского «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе» и др.
Валеологические проекты для младших подростков 3. Тема проекта: «Делу – время, потехе – час» Цель проекта – сформировать представление о значении режима дня для здоровья человека; научить правильно распределять рабочее и свободное время, составлять свой режим дня. Проект выполняется индивидуально. Предлагается оценить своё умение в организации рабочего времени, использование времени на уроке, для приготовления домашних заданий. Ребенок составляет варианты режима дня (с учётом выполнения творческих работ, чтения книг, прогулок, посещение кино, театра, выставок и т.д., занятий в музыкальной, художественной, спортивной школах, кружках и т. д. – смотря какие интересы у ребёнка). В течение некоторого времени (например, месяц) ученик проверяет эффективность выбранного им варианта режима дня, отмечает плюсы и минусы своей жизнедеятельности.
Управлять образом жизни – значит быть здоровым Достичь ЗОЖ можно только прилагая усилия воли, совершая принятие решений. Человек сам при этом управляет собой, своим образом жизни