1. УРОК ГИМНАСТИКИ В ШКОЛЕ 2. ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО РАЗДЕЛУ «ГИМНАСТИКА»
Рекомендуемая литература 1. Гимнастика: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. 2. Петров П.К. Гимнастика в школе: Учеб. пособие. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та. 3. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе: Учеб. пособие. Москва.
Урок гимнастики в школе
Задачи урока Укрепление здоровья занимающихся, содействие их физическому развитию, закаливание, формирование правильной осанки. Укрепление здоровья занимающихся, содействие их физическому развитию, закаливание, формирование правильной осанки. Обогащение занимающихся специальными знаниями в области гимнастики. Формирование гигиенических навыков, приучение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Обучение новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным опытом. Формирование организаторских умений и навыков, обучение правилам общения с окружающими людьми. Обогащение занимающихся специальными знаниями в области гимнастики. Формирование гигиенических навыков, приучение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Обучение новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным опытом. Формирование организаторских умений и навыков, обучение правилам общения с окружающими людьми. Развитие способностей, необходимых для успешного овладения гимнастическими упражнениями различной сложности, бытовыми, профессиональными, военно-прикладными двигательными умениями и навыками. Развитие способностей, необходимых для успешного овладения гимнастическими упражнениями различной сложности, бытовыми, профессиональными, военно-прикладными двигательными умениями и навыками. 4. Воспитание эстетических, волевых, нравственных качеств, прежде всего добросовестного, глубоко осознанного отношения к учебным и спортивным занятиям, к общественной работе, к труду, чувства товарищества, коллективизма, патриотизма. 4. Воспитание эстетических, волевых, нравственных качеств, прежде всего добросовестного, глубоко осознанного отношения к учебным и спортивным занятиям, к общественной работе, к труду, чувства товарищества, коллективизма, патриотизма.
Дидактические требования к уроку гимнастики: а)он должен иметь определенную учебную цель и частные задачи; а)он должен иметь определенную учебную цель и частные задачи; б)на уроке соблюдается единство в решении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач; б)на уроке соблюдается единство в решении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач; в)к каждому уроку подбираются специальные упражнения, методы обучения им, устанавливается дифференцированная норма нагрузки исходя из половых различий занимающихся, состояния их здоровья, уровня физической подготовленности, особенностей психических и личностных свойств; в)к каждому уроку подбираются специальные упражнения, методы обучения им, устанавливается дифференцированная норма нагрузки исходя из половых различий занимающихся, состояния их здоровья, уровня физической подготовленности, особенностей психических и личностных свойств; г)в ходе урока сочетаются коллективная и индивидуальная формы учебно-воспитательной работы учителя с занимающимися, организуется взаимопомощь, обеспечивается безопасность выполнения упражнений; г)в ходе урока сочетаются коллективная и индивидуальная формы учебно-воспитательной работы учителя с занимающимися, организуется взаимопомощь, обеспечивается безопасность выполнения упражнений; д)урок должен быть хорошо продуман и организован, обеспечена постоянная руководящая роль учителя. д)урок должен быть хорошо продуман и организован, обеспечена постоянная руководящая роль учителя.
Классификация уроков 1. Вводные уроки. 2. Уроки изучения нового материала. 3. Уроки повторения и закрепления учебного материала. 4. Контрольные уроки.
ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО РАЗДЕЛУ «ГИМНАСТИКА»
ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ Рабочийплан Учебный план школы Программа по ФК Тематизированнаяпрограмма План-график Конспект урока
Тематизированная программа разбивка материала на небольшие части, объединенные в упражнение или простым перечнем одного или нескольких элементов.
Зная задачи каждого года обучения, учитель определяет средства для решения поставленных задач. Берется материал программы: данного класса; данного класса; из программы предыдущих классов добавляются наиболее существенные упражнения для повторения и закрепления; из программы предыдущих классов добавляются наиболее существенные упражнения для повторения и закрепления; отдельные двигательные действия могут быть включены учителем самостоятельно, учитывая цели года обучения. отдельные двигательные действия могут быть включены учителем самостоятельно, учитывая цели года обучения.
Тематизации подлежат: Теория. Теория. Строевые упражнения. Строевые упражнения. Общеразвивающие упражнения. Общеразвивающие упражнения. Вольные упражнения. Вольные упражнения. Упражнения на снарядах. Упражнения на снарядах. Акробатика. Акробатика. Прыжки. Прыжки. Игры, эстафеты, полосы препятствий. Игры, эстафеты, полосы препятствий. Прикладные упражнения. Прикладные упражнения. Танцевальные упражнения. Танцевальные упражнения.
Весь объем материала надо разместить в определенное количество часов. Возможны крайности: материала мало – уроки полупустые, однообразные; материала мало – уроки полупустые, однообразные; материал легкий – уроки не интересные, не требующие напряжения физических и духовных сил учащихся; материал легкий – уроки не интересные, не требующие напряжения физических и духовных сил учащихся; материала много – будет слишком мелко раздроблено время, уменьшится возможность закрепления, уроки окажутся перенасыщенными и в итоге малополезными; материала много – будет слишком мелко раздроблено время, уменьшится возможность закрепления, уроки окажутся перенасыщенными и в итоге малополезными; материал труднодоступный классу – может быть потерян интерес к его освоению, возникнуть отрицательное отношение к уроку, возможность травматизма. материал труднодоступный классу – может быть потерян интерес к его освоению, возникнуть отрицательное отношение к уроку, возможность травматизма.
Материал каждого вида оформляется на приемлемые для обучения элементы, части, доли, связки, упражнения – ТЕМЫ.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО ГИМНАСТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ КЛАССА. ТЕОРИЯ. Т 1/1 – Правила поведения в спортзале. Предупреждение травматизма. Т 2/1 – Значение утренней гимнастики. Влияние занятий гимнастикой на организм человека. Т 3/1 – Правила составления комплекса УГ Итого: 3 темы на 3 уроках.
СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. Т 1/1 – Команды: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!». Т 2/1 – Повороты на месте, перестроение из колонны по 1 в колонну по 2, 3, 4 в движении. Т 3/1 – Перестроение из одной шеренги в две и обратно. Т 4/2 – Команда «Прямо!» в колонне и в шеренге. Т 5/2 – Поворот налево в движении. Т 6/2 – Поворот направо в движении Итого: 6 тем на 9 уроках.
ОРУ Т 1/2 – упражнения со скакалкой. Т 2/2 – упражнения с набивными мячами. Т 3/2 – парные упражнения в сопротивлении. Т 4/2 – упражнения с гантелями. Т 5/2 – упражнения с эспандерами Итого: 5 тем на 10 уроках.
ПРИКЛАДНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Т 1/1 – Лазание по канату в 3 приема. Т 2/1 - Лазание в 2 приема. Т 3/2 – Лазание в 3 или 2 приема по выбору на скорость. Т 4/3 – Лазание на руках Итого: 4 темы на 7 уроках.
АКРОБАТИКА Т 1/2 – Кувырки вперед. Длинный кувырок через препятствие. Стойка на голове толчком и силой. Т 2/2 – Кувырок назад. Переворот боком. Т 3/2 – Зачетная комбинация. Упор присев – стойка на голове силой – опускание в упор – кувырок назад – встать с поворотом кругом – переворот боком – поворот в о.с Итого: 3 темы на 6 уроках.
ОПОРНЫЙ ПРЫЖОК Т 1/1 – Козел в ширину, высота 110 см. Прыжок ноги врозь. Т 2/4 – Конь в ширину, высота 110 см. Прыжок согнув ноги Итого: 2 темы на 5 уроках.
БРУСЬЯ Т 1/1 – Брусья низкие. Размахивание в упоре – соскок махом вперед. Т 2/2 – Брусья высокие. Размахивание в упоре на руках – подъем махом вперед в сед ноги врозь – перемах внутрь – мах назад – махом вперед соскок. Т 3/2 – Упор углом – размахивание – соскок махом вперед с поворотом на 180°. Т 4/2 – Зачетная комбинация. Размахивание в упоре на руках – подъем махом вперед – упор углом – мах назад – соскок махом вперед с поворотом на 180 ° Итого: 4 темы на 7 уроках.
ПЕРЕКЛАДИНА Т 1/1 – Перекладина низкая. Махом одной толчком другой подъем переворотом в упор – опускание вперед в вис лежа. Т 2/2 – Любые снаряды. Прыжком упор – перемах одной – разноименный поворот с перемахом в упор. Т 3/3 – Перекладина высокая. Зачетное упражнение. Силой подъем переворотом – перемах одной – разноименный поворот с перемахом в упор – опускание вперед через вис углом – соскок Итого: 3 темы на 6 уроках.
ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ Т 1/3 – Прохождение полосы шагом и бегом с кувырком, соскок 1-1,5 м., ходьба и бег по низкому бревну без предметов и с предметами. Т 2/3 – Зачетное упражнение. Прохождение полосы с увеличением высоты препятствия и скорости выполнения Итого: 2 темы на 6 уроках.
ИГРЫ-ЭСТАФЕТЫ Т 1/1 – С кувырком вперед. Т 2/1 – С кувырком назад. Т 3/1 – Вбегание и прыжок в глубину. Т 4/1 – Перепрыгивание через мячи на полу, на скамейке, на бревне. Т 5/2 – С опорным прыжком Итого: 5 тем на 6 уроках.
ПЛАН-ГРАФИК ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ГИМНАСТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ КЛАССА Средствак/у Теория Строевые упр ОРУ Прикладные упр Оп. прыжок Акробатика Брусья Перекладина Полоса преп Игры-эстафеты
РАБОЧИЙ ПЛАН ПО ГИМНАСТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ КЛАССА уро ка Задачи Подготовительная часть ОсновнаячастьПримечание ПУ согласованной работе рук и ног при выполнении лазания по канату в 3 приема. 2. Закреплять технику опорного прыжка способом «ноги врозь». 3. Продолжать учить группировке при выполнении кувырка вперед. 3. Продолжать учить группировке при выполнении кувырка вперед. 4. Продолжать учить правильному движению ног при выполнении стойки на голове. 5. Развивать силу мышц рук. 6. Воспитывать смелость. 1. Строевые упражнения Т 1/1. 2. ОРУ Т 1/1. 3. Прикладные упражнения Т 1/1. 1. Опорный прыжок Т 1/1. 2. Акробатика Т 1/ Сообщить сведения по теме «Правила поведения в спортзале. Предупреждение травматизма». 2. ПУ согласованной работе рук и ног при выполнении лазания по канату в 2 приема. 3. Учить технике отталкивания руками при выполнении опорного прыжка. 4. Закреплять технику кувырка вперед. 5. Развивать силу мышц рук. 6. Воспитывать чувство товарищества. 2. Строевые упражнения Т 2/1. 3. ОРУ Т ½. 4. Прикладные упражнения Т 2/1 1. Опорный прыжок Т 2/1. 2. Акробатика Т 1/2. 3. Эстафета Т 1/1.
уро ка Задачи Подготовительная часть ОсновнаячастьПримечание Продолжать учить технике отталкивания от моста в опорном прыжке. 2. Учить технике отталкивания руками при выполнении кувырка назад. 3. Учить правильному положению тела при выполнении переворота боком. 4. Развивать координацию движений. 1. Строевые упражнения Т 3/1. 2. ОРУ 2/1. 1. Опорный прыжок Т 2/2. 2. Акробатика Т 2/1. 3. Полоса препятствий Т 1/ Продолжать учить полетной фазе после отталкивания руками при выполнении опорного прыжка. 2. Продолжать учить технике переката в группировке и постановки ног при выполнении кувырка назад. 3. Продолжать учить постановке рук при выполнении переворота боком. 4. Воспитывать бережное отношение к инвентарю. 1. ОРУ Т 2/2. 2. Прикладные упражнения Т 3/1 1. Опорный прыжок Т 2/3. 2. Акробатика Т 2/2. 3. Полоса препятствий Т 1/2.
КОНСПЕКТ УРОКА 3 ПО ГИМНАСТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ КЛАССА. Задачи урока: Образовательные. 1. Продолжать учить технике отталкивания от моста в опорном прыжке. 2. Учить технике отталкивания руками при выполнении кувырка назад. 3. Учить правильному положению тела при выполнении переворота боком. Оздоровительные. 1. Развивать координацию движений. Место проведения: гимнастический зал. Время проведения: 45 минут. Инвентарь: набивные мячи, низкое бревно, козел, гимнастические маты. Проводящий: Иванов Иван Иванович
(продолжение конспекта) Ч/УСредстваДоз-ка Методические приемы по организации, обучению и воспитанию учащихся
(продолжение конспекта) Ч/УСредстваДоз-ка Методические приемы по организации по обучению I I. Подготовительная часть 1. Организованный вход в зал, построение в шеренгу, сдача рапорта, сообщение задач урока. 2. Перестроение из одной шеренги в 2 и обратно. 3. Ходьба в обход, раздача инвентаря. 4. ОРУ с набивным мячом: а) И.п. – мяч внизу; 1 – мяч вперед; 1 – мяч вперед; 2 – поворот туловища вправо; 2 – поворот туловища вправо; 3 – поворот туловища влево; 3 – поворот туловища влево; 4 – и.п. 4 – и.п. 13 мин. 1 мин. 30 с 8 мин 10 раз Вход под музыку. Обратить внимание на спортивную форму. Фронтально. Проходя мимо дежурных каждый берет мяч. Фронтально. Интервал и дистанция вытянутых рук. Дать задание освобожденным от занятий. Сначала выполнить «по разделениям» По мере выполнения увеличивать амплитуду поворотов.