Проблемы и перспективы преподавания предмета «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях Белгородский области Никифоров Альберт Анатольевич, старший преподаватель центра педагогики здоровья БелИПКППС
«Правильное физическое элементарное образование должно подготовить каждого человека к тому, чтобы он не гнушался никакой работой, не страшился никакого напряжения сил» И. Песталоцци
В Законе о физической культуре и спорте в Российской Федерации физическая культура рассматривается как составная часть культуры общества, а физическое воспитание – как важнейшее направление социальной политики государства
Физическая культура – это вид культуры, содержанием которой является оптимальная двигательная деятельность, построенная на основе материальных и духовных ценностей, специально созданных в обществе для физического совершенствования человека
В настоящее время страна оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые, так и российские проблемы современной школы
Одним из вызовов является ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения
Изучение итоговых результатов анкет для медицинских работников по Белгородской области у учащихся за годы обучения в школе наблюдается тенденция увеличения следующих хронических заболеваний: заболевания желудочно-кишечного тракта, внутренних органов (печень, почки, иное), эндокринной системы (желез внутренней секреции), нервной системы, аллергические и кожные заболевания, нарушения осанки, лор-заболевания, нарушения зрения, слуха
Доля обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к основной медицинской группе, от общей численности школьников в 2011 году составило от общей численности 86,7 %
Доля обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, от общей численности школьников в 2011 году составило 3,0 %
Важнейшим фактором, негативно влияющим на формирование здоровья детей, роста заболеваемости, являются низкая двигательная активность и неэффективное физическое воспитание детей, в том числе с отклонениями в состоянии здоровья
Низкая физическая активность, по данным исследований, выявляется у 80 % школьников, что способствует росту числа заболеваний сердечно- сосудистой системы, формированию патологии костно-мышечной системы, увеличению травматизма. За последние годы школьный травматизм вырос на 13 %.
Показатель физической подготовленности современных школьников достигает лишь 60 % от результатов их сверстников х годов прошлого века
Актуальной проблемой в современной школе является обеспечение безопасности спортсооружений и выполнение надлежащим образом правил безопасности при проведении занятий по физической культуре и спорту в общеобразователь- ных учреждениях
В соответствии с приказом департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 7 июня 2012 года 2009 «Об организации проверки» была проведена проверка общеобразователь-ных учреждений Белгородской области на соответствие спортивных сооружений Федеральным требованиям к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся
В ходе проверки установлено, что имеющиеся спортивные сооружения большинства общеобразовательных учреждений Белгородской области введены в эксплуатацию до введения в действие ГОСТ Р и ГОСТ Р и требуют проведения работ по реконструкции и капитальному ремонту
Все это свидетельствует о том, что несмотря на значительные усилия, прилагаемые государством по улучшению качества образования, еще не достигнуты желаемые результаты
Перспективы развития физкультурного образования в школе определены в федеральных и региональных нормативных документах
Принятие Федерального закона от 4 декабря 2010 г. 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г р) и других нормативно- правовых актов определило основной курс государственной политики в области развития физической культуры и спорта в стране на ближайшие годы
Физическая культура как учебная дисциплина в школе призвана в современных условиях, наряду с -традиционным совершенствованием физических качеств и двигательных способностей, -формированием умений и навыков использования физических упражнений, должна способствовать становлению личности школьника и его культуры, что может быть реализовано через процесс физкультурного образования
В приложении к приказу Минобрнауки России от 30 августа 2010 г. 889 указывается, что третий час учебного предмета «Физическая культура» следует использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современной системы физического воспитания
Утверждённые Минобрнауки России ФГОС начального и основного общего образования нацеливают систему общего образования на укрепление физического и психического здоровья обучающихся, воспитание школьников, осознанно выполняющих правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни
В современной школе необходимо: внедрять инновационные программы, методики и технологии преподавания физической культуры включая опыт всероссийских спортивных федераций; внедрять инновационные программы, методики и технологии преподавания физической культуры включая опыт всероссийских спортивных федераций;
В современной школе необходимо развивать практику проведения физкультурных и спортивных мероприятий среди обучающихся, уделяя первостепенное внимание организации школьного этапа Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» и Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры» развивать практику проведения физкультурных и спортивных мероприятий среди обучающихся, уделяя первостепенное внимание организации школьного этапа Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» и Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры»
В современной школе необходимо: способствовать созданию школьных спортивных клубов, развитию опорных для общеобразовательных учреждений летних и зимних олимпийских видов спорта; способствовать созданию школьных спортивных клубов, развитию опорных для общеобразовательных учреждений летних и зимних олимпийских видов спорта;
В современной школе необходимо уделять особое внимание работе с обучающимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе; уделять особое внимание работе с обучающимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;
В современной школе необходимо модернизировать материально-техническую физкультурно-спортивную базу общеобразовательных учреждений, оснащать спортивным оборудованием пришкольные и дворовые спортивные площадки, модернизировать материально-техническую физкультурно-спортивную базу общеобразовательных учреждений, оснащать спортивным оборудованием пришкольные и дворовые спортивные площадки, особенно в сельской местности
В современной школе необходимо: принимать участие в деятельности объединений учителей физической культуры России, созданной с целью консолидации, создания условий для профессионального общения и обмена опытом профессионального сообщества; принимать участие в деятельности объединений учителей физической культуры России, созданной с целью консолидации, создания условий для профессионального общения и обмена опытом профессионального сообщества;
В современной школе необходимо вносить свой вклад в формировании единой профессиональной позиции по вопросам модернизации системы физкультурно- спортивного воспитания в общеобразовательных учреждениях вносить свой вклад в формировании единой профессиональной позиции по вопросам модернизации системы физкультурно- спортивного воспитания в общеобразовательных учреждениях
Одним из главных принципов в работе учителя физической культуры должен быть следующий: «физкультура и спорт Одним из главных принципов в работе учителя физической культуры должен быть следующий: «физкультура и спорт на стороне ребенка»
СПАСИБО! КОНТАКТЫ: