Роль дыхания в развитии речи детей Шестакова Инна Николаевна логопед МКДОУ « Детский сад « Колосок»
Какова же роль дыхания развитии ребенка? Правильное физиологическое дыхание: - обогащает кислородом головной мозг; - является профилактикой простудных заболеваний; - способствует регуляции теплового режима организма. Правильное речевое дыхание: - способствует нормальному темпу и ритму речи, интонации голоса; - является залогом правильного звукопроизношения.
Цель: Формировать правильное физиологическое и речевое дыхание у детей.
Задачи: Формировать правильное физиологическое дыхание (диафрагмально - реберное); Формировать сильный плавный ротовой выдох; Развивать направленность воздушной струи; Развивать силу выдоха ; Учить ребенка контролировать время выдоха, расходуя воздух экономно.
Работа с детьми Использовать дыхательные упражнения как элемент занятия; Включать работу над дыханием в физкультурно-оздоровительную гимнастику; Вводить упражнения над дыханием в организационные моменты или в физкультминутку, а так же в любое свободное время на усмотрение педагога.
Дыхательные упражнения Вначале дыхательные упражнения направлены только на координацию ротового и носового дыхания при активном участии диафрагмы. Это беззвучные дыхательные упражнения. Есть множество вариантов упражнений для координации носового и ротового вдоха и выдоха, все они сводятся к системе Ипполитовой Ф.А. Последовательность работы: вдох осуществляется через нос, выдох то же через нос; вдох осуществляется через рот, выдох через нос; вдох осуществляется через нос, выдох через рот; вдох осуществляется через рот, выдох тоже через рот. Помимо дифференциации носового и ротового выдоха добавляются упражнения на поддувание и выработку целенаправленной воздушной струи. Все эти упражнения имеют целью научить ребенка управлять своим вдохом и выдохом. Они в конце концов сводятся к естественному дыханию при говорении – вдох носом, выдох – ртом.
Лети, бабочка! Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки. Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними. - Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать. Педагог дует на бабочек. - Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше? Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. (Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.)
Рекомендации по проведению дыхательных упражнений с детьми выполнять упражнения каждый день по 3-6 минут, в зависимости от возраста детей; проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке; заниматься до еды; заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде; дозировать количество и темп проведения упражнений; вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот; вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно; в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе; после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.
«Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья» Артур Шопенгауэр Дышите правильно и будьте здоровы!