ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ УЧАЩИХСЯ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Психолого- педагогические основы адаптации учащихся на 2 ступени обучения» Во время этого доклада может возникнуть дискуссия с предложениями.
Advertisements

Что такое адаптация? Термин «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio – приспособление. Адаптация - приспособление организма к условиям среды.
Разработка модели шестилетней начальной школы г. Руководитель эксперимента доктор педагогических наук Яков Семенович Турбовской Департамент Образования.
Адаптация учащихся 5-х классов в период перехода на ступень основного общего образования.
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ СЕМИНАР « ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Тема. Преемственность в образовании между I и II ступенями обучения. презентацию подготовила заместитель директора по УВР МОУ «Линевская СОШ» Миронова.
1 Педагогический консилиум «Состояние адаптации к новым социальным условиям учащихся 5,10 классов»
Учитель МОУ НОШ д. Ташлы – Елга Кукморского муниципального района РТ Ахметзянова Р.Ф. Кукмор.
Педагогический совет РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЧЕРЕЗ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ.
Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
Малый педагогический совет "Адаптация пятиклассников в условиях перехода из начальной школы в основную»
Объекты анализа: 1. Контингент обучающихся 2. Пропуски уроков 3. Успеваемость и качество знаний.
Преемственность в обучении и воспитании начальной школы и среднего звена Составила зам. по УВР Савельева Евгения Александровна Составила зам. по УВР Савельева.
Итоговая аттестация учебный год. Результаты итоговой аттестации за курс основной школы 114 учащихся успешно прошли итоговую аттестацию за курс.
Преемственность обучения при переходе из начальной школы в 5- й класс МОУ гимназия 1 г. Советска учебный год.
Адаптация к многоголосице требований учителей; Увеличение количества предметов; Кабинетная система; Единство подхода к критериально - оценочной деятельности.
Шамараева Юлия Анатольевна МБОУ «СОШ 4» г.Корсаков.
Автор презентации: завуч ВСОШ 1 Егорова А.Н.. …Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному.
ИТОГИ УЧЕБНОГО ГОДА. Качественная успеваемость по предметам: ИЗО – 99%; ИЗО – 99%; Физическая культура – 98%; Физическая культура – 98%; Технология.
МБОУ ВЕЛИКООКТЯБРЬСКАЯ СОШ сентябрь- октябрь 2013 год.
Транксрипт:

ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ УЧАЩИХСЯ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО.

Цель : коллективное изучение трудностей обучения пятиклассников, выявление причин, вызывающих затруднения у учеников и учителей, разработка учебно- воспитательных и управленческих мер по устранению этих причин коллективное изучение трудностей обучения пятиклассников, выявление причин, вызывающих затруднения у учеников и учителей, разработка учебно- воспитательных и управленческих мер по устранению этих причин

Цель работы по преемственности: Облегчить переход детей с одной ступени обучения на другую; Облегчить переход детей с одной ступени обучения на другую; Создать благоприятный микроклимат для того, чтобы дети в полной мере могли применять знания, умения и навыки, полученные в начальной школе; Создать благоприятный микроклимат для того, чтобы дети в полной мере могли применять знания, умения и навыки, полученные в начальной школе; Облегчить процесс привыкания учащихся к новым условиям; Облегчить процесс привыкания учащихся к новым условиям; Установить нормальные взаимоотношения, творческое сотрудничество учителей начальных классов и предметников. Установить нормальные взаимоотношения, творческое сотрудничество учителей начальных классов и предметников.

Переход в пятый класс - это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Переход в пятый класс - это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником.

Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными. Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными.

6 Переход учащихся из начальной школы в основную, предусматривает три этапа подготовительный адаптационный стабилизационный

При переходе ребёнка из начальной школы в среднюю адаптация к новым условиям в значительной степени обусловлена его эмоциональными переживаниями При переходе ребёнка из начальной школы в среднюю адаптация к новым условиям в значительной степени обусловлена его эмоциональными переживаниями Эмоциональные переживания в этот период во многом определяются характером взаимоотношений ребёнка с учителем Эмоциональные переживания в этот период во многом определяются характером взаимоотношений ребёнка с учителем В начале средней школы учебная мотивация, интерес к учению повышается, и это происходит за счёт новых учебных предметов при поддержке учителем проявлений положительного в отношении к учению в новых образовательных условиях В начале средней школы учебная мотивация, интерес к учению повышается, и это происходит за счёт новых учебных предметов при поддержке учителем проявлений положительного в отношении к учению в новых образовательных условиях

1. Провести теоретический анализ психолого- педагогической литературы 1. Провести теоретический анализ психолого- педагогической литературы 2. Изучить и провести сравнительный анализ особенностей учебной мотивации и эмоциональных переживаний учащихся на этапе адаптации ко 2 ступени обучения. 2. Изучить и провести сравнительный анализ особенностей учебной мотивации и эмоциональных переживаний учащихся на этапе адаптации ко 2 ступени обучения. 3. Составить план действий по решению проблемы преемственности. 3. Составить план действий по решению проблемы преемственности. 4. Выработать единые требования к выпускникам начальной школы. 4. Выработать единые требования к выпускникам начальной школы.

5. Разработать комплексные мероприятия по решению проблем адаптации учащихся и профилактике дезадаптации. 5. Разработать комплексные мероприятия по решению проблем адаптации учащихся и профилактике дезадаптации. 6. Провести психолого-педагогическую диагностику готовности учащихся при переходе на основную ступень. 6. Провести психолого-педагогическую диагностику готовности учащихся при переходе на основную ступень. 7. Составить психологический паспорт выпускного класса и разработать портфолио учащихся. 7. Составить психологический паспорт выпускного класса и разработать портфолио учащихся.

Наблюдения за детьми Анкетирование родителей, учителей, детей Беседы с учащимися Проведение контрольных работ, тестирование. Беседы с учителями

База исследования Выпускники начальной школы учебного года Выпускники начальной школы учебного года Учащиеся 5 класса учебного года Учащиеся 5 класса учебного года Учителя начальной школы, Учителя начальной школы, учителя-предметники, учителя-предметники, классные руководители, классные руководители, родители родители

Этапы исследования Первый этап (ноябрь 2012 – февраль 2013) изучение философской, психолого-педагогический литературы по теме исследования Первый этап (ноябрь 2012 – февраль 2013) изучение философской, психолого-педагогический литературы по теме исследования Второй этап (март 2013– декабрь 2013) экспериментальный Второй этап (март 2013– декабрь 2013) экспериментальный Третий этап (январь 2013 – ноябрь 2013) обработка и анализ результатов Третий этап (январь 2013 – ноябрь 2013) обработка и анализ результатов

Осуществление координации действий учителей Осуществление координации действий учителей Знание теоретических основ преемственности Знание теоретических основ преемственности Творческий подход Творческий подход Взаимодействие учителей Взаимодействие учителей

Цель консилиума : Коллективное изучение трудностей обучения 5-классников, выявление причин, вызывающих затруднения у учеников и учителей, разработка учебно- воспитательных и управленческих мер по устранению этих причин. Выделение оснований для кооперации учителей, преподающих в классе.

Проблема - Проблема перехода учащихся из начальной школы в школу второй ступени или проблема заключается: Педагогич еский аспект - Снижают показатели обученности, встречаются с большим числом учителей, предметов, требований, технологий. Психологи ческий аспект - Происходит процесс смены ведущей деятельности, формироуется новая социальная позиция.

С начала учебного года у детей возникает ряд сложностей организационного и учебного характера : 1.Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников. 2.Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность. 3. Создание ситуации успеха для пятиклассников. 4.Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе. 5.Наличие большей свободы и самостоятельности.

Состояние детей С педагогической точки зрения характеризуется: низкой организованностью; низкой организованностью; учебной рассеянно- учебной рассеянно- стью и недисциплиниро- ванностью; стью и недисциплиниро- ванностью; снижением интереса к учёбе и её результатам у значительной части пятиклассников. снижением интереса к учёбе и её результатам у значительной части пятиклассников. с психологической: снижением самооценки; снижением самооценки; высоким уровнем ситуативной тревожности. высоким уровнем ситуативной тревожности.

Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения. Г. Лихтенберг.

19 Подготовительный этап 1) Изучение личных дел учащихся; 2) Мониторинг развития личности учащихся, качества их обучения и воспитания, а также диагностика готовности к переходу в среднее звено; 3) подбор учителей предметников. 3) подбор учителей предметников.предметников

20 Адаптационный этап Начинается с первой четверти 5 класса Начинается с первой четверти 5 класса - посещение уроков учителями начальных классов; - посещение уроков учителями начальных классов; - анкетирование учащихся на выявление динамики - анкетирование учащихся на выявление динамики психологического состояния; психологического состояния; - работа завучей, руководителей методических - работа завучей, руководителей методических объединений; объединений; - помощь психолога классному руководителю 5 класса. - помощь психолога классному руководителю 5 класса.класса

21 Стабилизационный этап - разработка единых методических приемов; - работа с родителями; - работа психолога с учащимися, учителями-предметниками, родителями; родителями; - устранение причин психологического дискомфорта учащихся. учащихся.учащихся

Наблюдения за характером изменений в подготовленности и развитии выпускников начальных классов в последние годы показывают существование ряда достаточно распространенных проблем, сказывающихся на успешности усвоения школьниками курса математики на следующем этапе. Далее в таблице перечислены некоторые из таких проблем, отмечена динамика по каждой проблеме, названы возможные пути их решения или коррекции. Наблюдения за характером изменений в подготовленности и развитии выпускников начальных классов в последние годы показывают существование ряда достаточно распространенных проблем, сказывающихся на успешности усвоения школьниками курса математики на следующем этапе. Далее в таблице перечислены некоторые из таких проблем, отмечена динамика по каждой проблеме, названы возможные пути их решения или коррекции. Тенденции: – ухудшение ситуации, Тенденции: – ухудшение ситуации, – улучшение ситуации, – улучшение ситуации, – стабильное положение – стабильное положение

ПроблемаТенден- ция Возможности разрешения Недостаточная наполненность урока учебным материалом, неоправданно медленный темп урока, отсутствие материалов для сильного ученика, перенос основной тяжести усвоения курса на домашнюю уменьшение доли фронтальных бесед и др. малоэффективных методов работы на уроке, использование раздаточных дидактических материалов, уменьшение пауз в работе детей Недостаточно организованное и четкое начало урока, окончание урока, выделение дополнительного – сверх отведенных 45 мин – времени на выполнение письменных проверочных работ, из-за чего дети не приучаются быстро включаться в работу, эффективно и быстро работать Приучить детей начинать работу на уроке по звонку, быстро включаться в работу, не давать отдельным детям дополнительного времени на выполнение контрольных и др. проверочных работ, заканчивать урок также со звонком с урока работатьСтойкая привычка у детей к неумеренной помощи родителей при выполнении домашних заданий, творческих работ Разъяснение родителям наносимого ущерба интеллектуальному развитию их ребенка, включение в уроки заданий, контролирующих степень самостоятельности школьников в выполнении домашних заданий

Бедность арсенала и однообразие используемых методов обучения, несоответствие методического багажа учителя реальным учебным возможностям детей Распространение опыта успешного обучения детей в современных условиях (школьным методическим объединениям учителей начальных классов и математики, кафедрам полезно создавать видеобиблиотеки методов обучения для ознакомления с лучшим опытом Пассивность большинства учащихся в процессе обучения Использование форм и методов организации занятий, требующих от каждого ученика активного и осознанного участия (в т. ч. парной, групповой работы)

Недостаточная техника чтения (в особенности – математических текстов, условий задач), большие проблемы в понимании текста учащимися из-за обедненного лексического запаса у части детей, неумение делить текст на смысловые части и анализировать его Постоянно предлагать учащимся задания на проверку знания и понимания смысла математических терминов, вести словарики терминов, читать вслух и анализировать условия задач, рекомендовать и родителям проводить такую работу с детьми при выполнении заданий по математике Недостаточная скорость письма, нечеткий почерк у значительной части детей Рекомендовать упражнения для развития мышц кисти руки, подходящую ручку, продолжать следить за правильностью написания букв и цифр, за верным положением ручки Недостаточная тренированность долговременной механической памяти Практиковать письменный опрос правил, предлагать для запоминания не только стихотворные, но и прозаические тексты

Вывод: Вывод: Пути решения проблем преемственности между отдельными ступенями школы"двусторонние": Пути решения проблем преемственности между отдельными ступенями школы"двусторонние": С одной стороны – в совершенствовании требований к знаниям, умениям, навыкам учащихся как в начальном, так и в среднем звене. С одной стороны – в совершенствовании требований к знаниям, умениям, навыкам учащихся как в начальном, так и в среднем звене. А с другой – в сохранении организационных форм, методов, средств обучения, характерных для работы учителя начальных классов. А с другой – в сохранении организационных форм, методов, средств обучения, характерных для работы учителя начальных классов. Учитель начальных классов и учитель среднего звена должны соблюдать в обучении: Учитель начальных классов и учитель среднего звена должны соблюдать в обучении: *единообразие в трактовке понятий, в терминологии, в используемом языке; *системность в изучении понятий; *Очевидно, что подготовка к работе учителя должна начинаться задолго до 1 сентября.

Пятый класс – это переломный этап в жизни и развитии детей, так как они переходят к предметному обучению. Учитель в начальной школе заинтересован в успешном овладении знаниями по всем основным школьным предметам в равной степени. Данный переходный период, как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей, возникающих не только у школьников, но и у педагогов. Пятый класс – это переломный этап в жизни и развитии детей, так как они переходят к предметному обучению. Учитель в начальной школе заинтересован в успешном овладении знаниями по всем основным школьным предметам в равной степени. Данный переходный период, как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей, возникающих не только у школьников, но и у педагогов.

Обычно в качестве критерия возникновения проблемы преемственности называется падение успешности обучения математике. Нами было проведено исследование изменения отметки по математике при переходе из начальной школы в 5 класс. Анализировалось: годовая отметка за начальную школу, отметка за первую четверть в 5 классе, итоговая отметка за 5 класс. Было исследовано движение отметок у 105 учеников разных школ. Исследование показало, сто при переходе учеников из начальной школы в основную у 20% учеников происходит снижение отметки по математике. Обычно в качестве критерия возникновения проблемы преемственности называется падение успешности обучения математике. Нами было проведено исследование изменения отметки по математике при переходе из начальной школы в 5 класс. Анализировалось: годовая отметка за начальную школу, отметка за первую четверть в 5 классе, итоговая отметка за 5 класс. Было исследовано движение отметок у 105 учеников разных школ. Исследование показало, сто при переходе учеников из начальной школы в основную у 20% учеников происходит снижение отметки по математике.

Эти данные свидетельствуют о том, что наличие проблемы преемственности при обучении математике связано не только с переходом от одного учителя к другому (на что сейчас в практике обучения делается высокий акцент), но и с переходом к изучению материала более высокого уровня абстракции, то есть с разрешением противоречия между высоким уровнем абстрактности математики и недостаточно развитым для ее усвоения абстрактным мышлением. Эти данные свидетельствуют о том, что наличие проблемы преемственности при обучении математике связано не только с переходом от одного учителя к другому (на что сейчас в практике обучения делается высокий акцент), но и с переходом к изучению материала более высокого уровня абстракции, то есть с разрешением противоречия между высоким уровнем абстрактности математики и недостаточно развитым для ее усвоения абстрактным мышлением.

Наблюдения за характером изменений в подготовленности и развитии выпускников начальных классов в последние годы показывают существование ряда достаточно распространенных проблем, сказывающихся на успешности усвоения школьниками курса математики на следующем этапе. Выше в таблице перечислены некоторые из таких проблем, отмечена динамика по каждой проблеме, названы возможные пути их решения или коррекции. Наблюдения за характером изменений в подготовленности и развитии выпускников начальных классов в последние годы показывают существование ряда достаточно распространенных проблем, сказывающихся на успешности усвоения школьниками курса математики на следующем этапе. Выше в таблице перечислены некоторые из таких проблем, отмечена динамика по каждой проблеме, названы возможные пути их решения или коррекции.

Качество знаний по предметам классИЗОфиз-раанглийскийтехнологияОБЖ 5а90% 87,00 % 96,70 % 77,00 % 5б100%86.2%69%10089,7 5в100% 89%100% 5г76,7%86,7%60%80%89,3% 5д96,4%100%50%100%85,7%

Качество знаний по предметам классматематикарусскийлитератураистория природове дениемузыка 5а 83,3%80%96,7%93,% 96,7 % 5б 65,5%79,3%100% 86,2 %100% 5в 86%98%100% 5г 53,30%33,30%73,30%93,3% 86,7 % 5д 71,00%64,20%100%92,8% 89,2 %100%

Уровень развития пятиклассников

Результаты оценки уровня тревожности учащихся 5-х классов. общая тревожность в школе-58% общая тревожность в школе-58% переживания социального стресса-37% переживания социального стресса-37% фрустация потребности в достижении успеха- 37% фрустация потребности в достижении успеха- 37% страх самовыражения-61% страх самовыражения-61% страх ситуации проверки знаний-66% страх ситуации проверки знаний-66% страх не соответствовать ожиданиям окружающих-52% страх не соответствовать ожиданиям окружающих-52% низкая физиологическая сопротивляемость стрессу-42% низкая физиологическая сопротивляемость стрессу-42% проблемы и страхи в отношениях с учителями- 43% проблемы и страхи в отношениях с учителями- 43%

Уровень тревожности

5а5б5в5г5д Успеваемость 100% Качество (4 классы) 93% 65,5 %70%53,5%55,5% Качество (5 классы) 72%56%69%28,6%46,4% Отличники / хорошисты 3/18 1/133/170/83/10 С одной «3» 3/0 3/32/03/1 С одной /двумя «4» 0/23/01/1 0/0

5-а класс-было-75%.стало-72,4% 5-б класс-было-74%.стало-56% 5-в класс-было72%.стало -69% 5-г класс-было50%.стало-28,5% 5-Д класс-было 47%.стало-46,4%

микроисследования Классы Любишь ли ты учиться? Должны ли дети учиться? Если бы учение было не обязательным, ходил бы ты в школу? данетне знаюданетне знаюданет не з н а ю 2кл95,20,43, ,21,2 3кл94,40,84,099,60,4-95,21,2 2,4 4кл76,822099,20,4 86,84,4 7,6 5кл64,44,429,299,20,4 82,44,4 11,6

Математика - 3,8 Русский язык-3,6 литература - 4,1 Природоведение-3.91 История-4,1 физкультура-4,02 Технология-4,3 Музыка-4,1 Английский 3,5 ОБЖ -3.9.Средний балл по предметам

УчительВсего"5""4""3"% качества Черкас Т.Ф(5а) ,7% Бобровская Т.А(5в,д) % Пантелеева М.А.(5б) ,3% Строилова Л.Н.Л.М.(5г) ,7% Круглова Т.Г.(5а) % Березина Л.Л.(5Б,в) ,7% Шпаковская С.А. (5г,д) Дмитриева Н.В. (5а-5г) ,9% Отставных Е.А ,7% Герасимчик Н.И % Котельников А.М ,1% Осыка Е.В ,1 Власова Б.Ф.-5д % Матвеева Л.С ,6%

УчительВсего"5""4""3"% качества Деменков В.Н ,2% Корнеева Л.Е ,9% Асхатова И.В ,2% Кузнецова С.В Выволокина Г.А %

КлассОтличники 5а Дубровская Мария, КазаеваТаня, Трофимов Алексей 5б Акмаева Александра 5вОвсянкина Софья, Полоник Алена, Порохняч Антон 5гНет 5д Белов Максим,Милкин Илья, Чернышов Андрей

КлассыВсего«5»«4»«3»«2» % успеваемости % качества 4а(28) а(28) ,883,3 4б(29) ,4 5б(29) ,5 Русский язык Муниципальный мониторинг В сравнении 4и 5 класс

КлассыВсего«5»«4»«3»«2»% успеваемости % качества 4в ,890 5в г(28) ,346,4 5г(28) ,724 4д(28) ,6 5д(28) ,5 Русский язык Муниципальный мониторинг В сравнении 4и 5 класс

КлассыВсего«5»«4»«3»«2» % успеваемости % качества 4а(28) а(28) ,257,1 4б(29) б(29) ,262 Математика Муниципальный мониторинг В сравнении 4и 5 класс

КлассыВсего«5»«4»«3»«2»% успеваемост и % качества 4в в г(28) ,2 5г(28) ,1 4д(28) ,6 5д(28) ,5 Математика Муниципальный мониторинг В сравнении 4и 5 класс

Даёт возможность учащемуся выбрать для предъявления на итоговом контроле наиболее интересную для него предметность. Воспитывает исследовательскую культуру учащихся, развивает навыки устной и письменной речи. Учитель получает возможность увидеть скрытый потенциал ребёнка, найти индивидуальный ключик к раскрытию творческих и интеллектуальных задатков отдельно взятого ученика

Высокая трудоёмкость работ для ученика и учителя. Сложно отследить индивидуальную траекторию движения отдельно взятого ученика. Нелегко рационально и оптимальным образом составить расписание. Работа в 2 смены

Обсуждение путей решения.