«Внеурочная деятельность – как условие формирования культуры здоровья младших школьников» учебный год Семинар
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
Психологический настрой на работу Энергизаторы -активаторы
Статистические показатели: физически здоровыми рождаются не более 14 % детей; 25 – 30 % детей, пришедших в первый класс школы, имеют физические Недостатки или хронические заболевания; 90 – 92 % выпускников средних школ находятся в «третьем» состоянии, то есть они еще не знают, что уже больны; только 4 – 5 % выпускников школ можно считать действительно здоровыми.
Влияние на здоровье школьников оказывают и многие другие факторы. Усилилась роль внутришкольных факторов: Интенсификация обучения; Снижение двигательной активности; Увеличение простудных заболеваний и пропусков уроков по болезни; Нарушение зрения, осанки; Ухудшение нервно – психического здоровья.
«Все болезни развиваются из причин при наличии условий. Без условий от причин не будет последствий. Поэтому делай так, чтобы не было условий для болезней». В главе "Как жить, не болея" из книги тибетских мудрецов "Чжуд-Ши" сказано:
Цели и задачи занятий внеурочной деятельности : - создание комфортных условий для учебы в школе, чтобы все уроки, внеклассные мероприятия, занятия во внеурочной деятельности рождали в каждом ребенке положительные эмоции, благотворно влияли на их здоровье; - формирование у обучающихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья; - знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации.
Средствами педагогического воздействия служат: воспитательная работа (формирование культуры здоровья); учебная работа (удовлетворение информационных запросов ученика);
Ожидаемые результаты: формирование осознанного отношения учащихся и их родителей к здоровью ребенка как основному фактору успеха на последующих этапах жизни; внедрение оптимального режима учебной деятельности и отдыха детей.
Принципы здоровьесбережения «Здоровьесберегающие образовательные технологии это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся». профессор Н. К. Смирнов
Принципы здоровьесбережения: «Не навреди!»; Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося; Ответственность за своё здоровье.
Физкультминутки В состав упражнений для физкультминуток можно включить: упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, укрепления мышц рук, отдых позвоночника, упражнения для ног, упражнения на ковре, релаксационные упражнения для мимики лица, потягивание, массаж области груди, лица, рук, ног, психогимнастика, упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения Направлены на обеспечение психического здоровья учащихся. Опирается на природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации). Достигается через учет особенностей учащихся (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на занятии; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к изучаемому материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии. Приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной и внеучебной деятельности; прирост учебных и внеучебных достижений. Охрана здоровья ребенка на занятиях внеурочной деятельности.
Охрана здоровья ребенка на занятиях внеурочной деятельности Снятие эмоционального напряжения Создание благоприятного психологического климата на занятии Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни Комплексное использование личностно- ориентированных технологий
Образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности Личностно-ориентированные Педагогика сотрудничества Технология уровневой дифференциации обучения Технология психологического сопровождения
Спортивно-оздоровительное направление «Подвижные игры» (1 класс) рук-ль Фанина В.П.
Студия «Ритмика» Рук-ль Гаврилова Н.Ю.
Внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии приведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.
Комплекс мер по охране здоровья учащихся рациональная организация внеучебного процесса; (различная форма организации) внедрение оздоровительных мероприятий в организацию внеучебного процесса систематическая работа с детьми на занятиях во внеурочной деятельности; совершенствование материальной базы школы, создание комнат отдыха и релаксации.
УСПЕХОВ В РАБОТЕ !