«Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении детей». Подготовили: учитель-логопед Тихонова Н.В. Воспитатель Щурина Е.Н.
Из толкового словаря: речь - это один из видов коммуникативной деятельности человека - использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).
Условия психического развития определенная степень зрелости различных структур головного мозга; правильная и координированная работа голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции; развитие слуха и зрения, двигательных навыков, эмоций; формирование потребности в общении.
Овладение речевой деятельностью предполагает: способность говорить; способность понимать сказанное.
Нормативы речевого развития Первоначально ребенок контактирует с окружающими, используя экспрессивно - мимические средства, которые служат для передачи позитивного или негативного сообщения.
Предметно - действенные средства общения возникают в процессе совместной деятельности взрослого и ребенка. Они позволяют ребенку не только выразить готовность к взаимодействию, но и сообщить, какого рода общение желательно для него.
Речевое общение - высшая форма взаимодействия с людьми - предполагает овладение языком. Ведь без словесной оболочки невозможно существование каких-либо понятий.
Артикуляционная гимнастика Это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении.
Дыхательная гимнастика Важна в становлении речи дошкольников. Научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щеки раздувать нельзя!)
Мелкая моторика Так обычно называют движение кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки малыша. Пусть это будет массаж пальчиков, игры типа "Сорока, сорока"
Фольклор Потешки, поговорки, скороговорки, стихи, песенки развивают речь детей и с удовольствием ими воспринимаются. Скороговорки развивают дикцию.
Развитие слухового внимания и фонематического слуха Определение звучания игрушек. Определение голосов членов семьи, птиц, животных. Определение звуков и шумов, доносящихся с улицы (машины, трамвай, дождь:)
Дыхательные и голосовые упражнения Направлены на выработку длительного и плавного выдоха.
Артикуляционные упражнения Направлены на развитие подвижности органов артикуляции.
Развитие правильного звукоподражания Звуковое подражание: укачиваю ребенка (а-а-а), гудит паровоз (у-у-у), плач ребенка (уа-уа-уа), крик в лесу (ау- ау) Подражание голосам птиц, животных (мяу, му, ква, пи-пи, га-га) Подражание звукам транспорта (би-би, тук-тук, тик-так)
Игры со сказками В домашних условиях в таких играх могут участвовать все члены семьи.
Веселое азбуковедение. Эта группа игр помогает детям узнать много нового из жизни слов, пополнить словарный запас, знания о языке.