«Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Центр системно-деятельностной педагогики «Школа » АПК и ППРО РФ 20 апреля 2012 года к.психол.н. В.А. Петерсон Особенности организации образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО и ООО
Подход 1. По критериям готовности образовательного учреждения Как определить, состоялся ли успешный переход на новые ФГОС? Доклад Минобрнауки РФ «О реализации НОИ «Наша новая школа» в 2011 году» (март, 2012) Возникает серьезная опасность формального отношения к введению ФГОС, что может не вывести школы к 2014 году на новый уровень результатов и качества образования.
Подход 2. По результатам обучения Как определить, состоялся ли успешный переход на новый ФГОС? РИСКИ: 1.Новые измерители достижения планируемых результатов не прошли широкую апробацию и общественное обсуждение. 2.Инструменты и методики измерения разные и не всегда согласуются друг с другом. 3.Недостаточная подготовка педагогов и психологов.
В ситуации неопределенности необходим корректный выбор педагогических инструментов, обеспечивающих максимальную вероятность достижения планируемых результатов обучения. Вывод:
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности. СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД деятельностный подход, основывающийся на общих законах теории деятельности. В.В. Давыдов ТЕОРИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Москва, 1995 Теория учебной деятельности В.В. Давыдова Теория деятельности Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др. (психологическая версия ) Теория деятельности Г.П. Щедровицкого (социотехническая версия) Общая теория деятельности Г.П. Щедровицкого, О.С. Анисимова СД-педагогика «Школа » (Л.Г. Петерсон)
Образовательная система Петерсон – пакетное предложение, обеспечивающее управление поэтапным переходом к реализации ФГОС и ФГТ и систему методического сопровождения педагогов при освоении ДМО (школа, регион, АПК и ППРО): 1. ТЕХНОЛОГИЯ деятельностного метода. 2. СИСТЕМА ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИОВ. 3. УМК (2 варианта) 4. СИСТЕМА МОНИТОРИНГА результатов обучения (ИКТ) 5. ПРИМЕРНАЯ ООП НОО «Учусь учиться» и ДОУ «Мир открытий». 6. МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ (АПК и ППРО, выезд, дистант). 7. СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ, ДОУ при переходе к ДМО. 8. МЕХАНИЗМ И МОДЕЛИ ТРАНСЛЯЦИИ ДМО для различных ступеней непрерывной системы образования в регионах.
1 где 1 действие, в котором возникло затруднение; 2 фиксирование затруднения; 3 анализ этапов действия и определение места затруднения (исследование И); 4 определение причины затруднения (критика К); 5 постановка цели и проектирование (П); 6 реализация проекта И 4 К 5 П Схема-аксиома « Рефлексивная самоорганизация »
Мотивация Пробное действие Затруднение Цель Структура учебной деятельности (педагогическая версия)
Затруд- нение КИ П цель проект Рефлексивный метод Само- оценка Реали- зация проекта Само- контроль Пробное действие Мотивация Структура учебной деятельности (педагогическая версия) Кто должен пройти этот путь? Что при этом делает учитель?
Н Аксиома « Рефлексивная самоорганизация » Аксиома «Мотивация к деятельности» = Х М НдНд организатор 5 понимающий 2 критик 3 арбитр 4 автор 1 ОНТОСХЕМА МИРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аксиома « Коммуникативное взаимодействие » Аксиома « Воспроизводимая деятельность »
УУД, выполняемые учащимися при работе по ТДМ «Школа » на уроках ОНЗ Этап 4. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ Требования к этапу УУД, выполняемые учащимися На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: самостоятельно ставят цель своей учебной деятельности; выбирают способ, строят план достижения цели; определяют средства, ресурсы и сроки. – формулирование познавательной цели (Р); – выбор способов и средств решения задач (Р); – планирование (Р); – аргументация своего мнения (К); – учет разных мнений (К); – осознанное построение речевого высказывания (П); – смыслообразование (Л).
ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ НОВИЗНА ПОДХОДА 1.ДСДМ обеспечивает каждому ребенку возможность не просто выполнять некоторые УУД в некоторых заданиях, но создает условия для выполнения на каждом уроке всего комплекса УУД, предусмотренных ФГОС.
ДОУ НШСШ ПО ОНТОСХЕМА МИРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Этапы формирования любого умения (исходя из общей схемы формирования нового элемента системы) КОНТРОЛЬ Тренинг в ПРИМЕНЕНИИ знаний, самоконтроль и коррекция Приобретение ЗНАНИЙ о способе выполнения действия Представление о действии. первичный ОПЫТ и мотивация ТДМ Курс « Мир деятельности » «Формирование учебной деятельности требует постановки детьми и решения задач особого рода задач на освоение метазнаний о способах познания» (В.С. Лазарев).
Надпредметный курс «Мир деятельности»
Надпредметный курс «Мир деятельности» Тренинг УУД на предметных уроках ТДМ
Тема: Учиться… А что это значит?
Делаю САМ!
Курсы Т-уровня П С Т Курсы С-уровня ТДМ УГЛУБЛЕННЫЙ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ) БАЗОВЫЙ (СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ) МЕТОДИЧЕСКИЙ М Курсы M-уровня Многоуровневая система повышения квалификации учителей в АПК и ППРО; выездные курсы в регионах; дистанционное обучение (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ). Траектория саморазвития учителя при освоении ДСДМ
Эксперимент ЦСДП «Школа » «Механизмы реализации ФГОС и ФГТ на основе ДМО с позиций непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОУ – НШ – СШ», гг. ЦСДП «Школа 2000…» АПК и ППРО П «Школа » П П П П П П П
География эксперимента 7 федеральных округов 36 субъектов РФ 7 федеральных округов 36 субъектов РФ Республики Татарстан, Башкортостан, Кабардино-Балкария, Тыва, Удмуртия, Коми Забайкальский, Красноярский, Пермский, Хабаровский край Белгородская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Калининградская, Кировская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Омская, Оренбургская, Орловская, Рязанская, Самарская, Свердловская, Тверская, Томская, Тюменская, Ярославская области, Ханты-Мансийский автономный округ Москва, Санкт – Петербург