Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 35 компенсирующего вида» г. Печора Тема: «ФОЛЬКЛОР НАРОДА КОМИ В МУЗЫКАЛЬНОМ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ» ДОШКОЛЬНИКОВ»
Автор: ГНЕЗДИЛОВА ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА -музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад 35 компенсирующего вида» г. Печора
ФОЛЬКЛОР – источник знаний о действительности, о человеке и средство формирования важнейших народных понятий о добре и зле, средство познания родного языка, родной речи, через лучшие образцы народной песни.
ЦЕЛЬ РАЗРАБОТКИ: Передача накопленного опыта музыкальным руководителям других детских садов, внедряющих этнокультурную составляющую в педагогический процесс. Передача накопленного опыта музыкальным руководителям других детских садов, внедряющих этнокультурную составляющую в педагогический процесс. Сохранение национальных, культурных традиций народа коми. Сохранение национальных, культурных традиций народа коми.
Задачи: Совершенствовать практическое употребление коми языка в процессе пения. Совершенствовать практическое употребление коми языка в процессе пения. Формировать начало музыкальной культуры. Формировать начало музыкальной культуры. Воспитывать уважительное отношение к культуре своей Республики, народа, родного города. Воспитывать уважительное отношение к культуре своей Республики, народа, родного города. Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя фольклор. Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя фольклор.
Принципы:Личностно-ориентированные: Принцип адаптивности. Принцип адаптивности. Принцип психологической комфортности. Принцип психологической комфортности. Принцип развития. Принцип развития.Культурно-ориентированные: Принцип образа мира, смыслового отношения к миру. Принцип образа мира, смыслового отношения к миру. Принцип систематичности. Принцип систематичности. Принцип ориентировочной функции знаний. Принцип ориентировочной функции знаний. Принцип овладения культурой. Принцип овладения культурой.Деятельно-ориентированные: Принцип обучения деятельности. Принцип обучения деятельности. Принцип опоры на предшествующее развитие Принцип опоры на предшествующее развитие Креативный принцип. Креативный принцип.
ПомещенияПроцессыУчастники Музыкальный зал НОД «Музыка». Индивидуальные занятия. Фольклорный кружок «Зарни тусь». Праздники, досуги, развлечения. Дети, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, воспитатели, родители. Групповая комната Самостоятельная музыкальная деятельность в музыкальных уголках. Индивидуальная работа с детьми. Дети, воспитатели, музыкальный руководитель. Физкультурный зал НОД «Физическая культура» с элементами фольклора. Музыкально-спортивные праздники и развлечения. Дети, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, воспитатели. «Коми изба»НОД по ознакомлению детей с коми фольклором. Развлечения и досуги. Дети, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, воспитатели, родители. Территория детского сада Праздники, развлечения. Спортивные праздники и развлечения. Дети, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, воспитатели, родители.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ: I этап - Организационный Изучение литературы по данной проблеме, накопление методического материала, изготовление пособий. II этап - Диагностический Выявление начального уровня развития музыкальных способностей детей, степени заинтересованности дошкольников тем или иным видом музыкальной деятельности, роли музыкального воспитания в семье. III этап - Практический Перспективное планирование фольклорных занятий с учетом диагностики. Разработка и проведение цикла НОД «Музыка» по коми языку с использованием фольклорного материала. IV этап - Обобщающий Исследования результатов практической деятельности.
Цель обучения – обеспечение целостного развития личности в период дошкольного детства, формирование активности субъекта, через разнообразные виды музыкальной деятельности на основе фольклора народа коми.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ: Объяснительно-иллюстративный метод Репродуктивный метод Проблемный метод Проблемный, эвристический и исследовательский методы
ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ: Вокально-хоровая работа: Дыхание. Дыхание. Развивающие игры с голосом. Развивающие игры с голосом. Детское музыкальное интонирование на коми языке: Артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Логоритмика. Логоритмика. Речевые зарядки. Речевые зарядки.
ПЕНИЕ: Приведение хора к общему тону (выработка унисона), пение простых песенок-попевок. Приведение хора к общему тону (выработка унисона), пение простых песенок-попевок. Слушание песни. Слушание песни. Повторное слушание, разучивание куплета, песни по фразам. Повторное слушание, разучивание куплета, песни по фразам. Закрепление 1-ого куплета, знакомство со 2-ым куплетом. Закрепление 1-ого куплета, знакомство со 2-ым куплетом. Разучивание 2-го куплета, пение по подгруппам. Разучивание 2-го куплета, пение по подгруппам. Разучивание 3-го куплета. Работа над интонацией, дыханием, ритмом. Разучивание 3-го куплета. Работа над интонацией, дыханием, ритмом. Закрепление песни. Закрепление песни. Работа над Работа над выразительностью, выразительностью, характером. характером.
Хореография, обучение основам коми народного танца: Знакомство с общим контуром танца. Знакомство с общим контуром танца. Работа над частями танца. Работа над частями танца. Закрепление и совершенствование танца. Закрепление и совершенствование танца.
Знакомство с народно-обрядовой культурой коми народа: Игры, хороводы. Игры, хороводы. Песни. Песни. Обычаи, обряды. Обычаи, обряды. Театрализованные Театрализованные представления. представления. Фольклорные Фольклорные праздники. праздники.
Результативность: Начало учебного года: Конец учебного года: Фольклорный кружок:Контрольная группа: В – 3 человека С – 5 человек Н – 2 человека В – 2 человека С – 6 человек Н – 2 человека Выполнение программы – 70% Выполнение программы – 67% Фольклорный кружок:Контрольная группа: В – 6 человек С – 4 человека Н – 0 человек В – 3 человека С – 7 человек Н – 0 человек Выполнение программы – 87% Выполнение программы – 77% +17%+10%
Желаю вам творческого подъёма, радостного вдохновения, быть полными сил и интересных идей!