«Психологическое сопровождение введения Федеральных государственных требований в практику работы дошкольных образовательных учреждений». Зубарева Эльвира Викторовна, методист ИМЦ
Понятийный аппарат Под психологическим сопровождением понимается система организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для всех субъектов образовательного учреждения
Задачи педагога-психолога в связи с внедрением ФГТ - Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических и психических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника - Организация психологического сопровождения педагогов, воспитанников, родителей на этапе внедрения ФГТ; - Обеспечение преемственности в психологическом сопровождении формирования УУД у детей дошкольного и младшего школьного возраста; - Умение осуществлять мониторинг развития индивидуально- личностных характеристик воспитанников; - Организация психологического сопровождения дополнительных образовательных программ; - Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико- педагогической помощи таким детям; - Создание психологически безопасной образовательной среды.
Факторы риска и возможные пути их разрешения п/п Фактор рискаВозможные пути их решения в процессе психологического сопровождения Педагоги 1Разный уровень готовности педагогов ДОУ к изменениям в связи с введением ФГТ Выявление профессиональных затруднений педагогов. Организация психологических тренингов, семинаров 2Недостаточный уровень самообразования педагогов Повышение психологической культуры, формирование потребности в психологических знаниях и желания использовать их в собственной деятельности и развитии 3Психологические барьеры: антиинновационный, внутриличностный, барьеры творчества Активизация рефлексивной позиции через психологический анализ (путем посещения) НОД, совместной деятельности педагога с детьми. Индивидуальные консультации по преодолению психологических барьеров 4Психологическая и профессиональная неготовность педагога к реализации требований ФГТ Диагностика психологической готовности педагогов к инновационной деятельности. Поддержка рефлексивно- деятельностного подхода педагогов в экспериментальной деятельности. Помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений
Администрация ДОУ Недостаточная мотивация педагогов Консультирование администрации по вопросам мотивации педагогов к экспериментальной деятельности Сложности в организации психологически безопасной среды в образовательном учреждении Разработка системы социальных, педагогических, психологических мероприятий для создания психологически безопасной, развивающей образовательной среды Сложности в анализе эффективности инновационной деятельности педагога Разработка мониторинга эффективности оказанного педагогического воздействия Нехватка кадрового обеспечения в ДОУ, отсутствие необходимых специалистов (педагога-психолога) Опора на ключевых специалистов, распределение нагрузки и ответственности между разными специалистами. Родители (законные представители) воспитанников Негативное отношение родителей к изменениям в связи с введением ФГТ Привлечение родителей к воспитательно- образовательному процессу через активные и совместные виды деятельности. Психологическое просвещение родителей.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в воспитательно – образовательном процессе является обеспечение его нормального развития (в соответствии с нормой развития в определенном возрасте).
Задачи психолого-педагогического сопровождения: психологическое сопровождение интеллектуального, личностного и нравственного развития воспитанников; предупреждение возникновения проблем развития ребенка; помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями и др. организация, при необходимости, развивающих и коррекционных мероприятий со всеми субъектами образовательного процесса; психологическое обеспечение дополнительных образовательных программ; развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) воспитанников, родителей, педагогов.
Виды деятельности по психолого- педагогическому сопровождению профилактика; диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг); консультирование (индивидуальное и групповое); развивающая работа (индивидуальная и групповая); коррекционная работа (индивидуальная и групповая); психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры администрации ДОУ, педагогов, родителей; экспертиза (дополнительных образовательных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов ДОУ).
Диагностика Диагностика познавательной сферы (мышление, внимание, восприятие, память, воображение) - групповая и индивидуальная; Диагностика эмоциональной сферы (проявления агрессивного поведения, страхи, тревожность, эмоциональная отзывчивость) - групповая и индивидуальная; Диагностика готовности к школе (мотивационная готовность, интеллектуальная, коммуникативная) - групповая и индивидуальная; Диагностика прохождения периода адаптации к детскому саду вновь поступивших детей; Диагностика детско-родительских отношений (межличностные отношения в семье, родительские отношения, определение психологической атмосферы в семье) - индивидуальная и групповая Диагностика педагогов (изучение степени эмоционального выгорания, изучение психологического климата, изучение творческого потенциала педагогов, самоанализ профессиональных затруднений) - групповая и индивидуальная.
Коррекционно-развивающая работа Может быть направлена: - на активизацию познавательной деятельности и социально- трудовую адаптацию воспитанников; - повышение уровня умственного развития детей; - формирование у них отдельных высших психических функций (памяти, внимания, восприятия и т. д.); - овладение воспитанниками знаниями об окружающем мире, формирование у них опыта практического обучения и навыка самостоятельного поиска информации; - коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития детей.
Правила здоровьесбережения при коррекционно- развивающем сопровождении организация перерывов с использованием релаксационных упражнений, упражнений на укрепление опорно- двигательного аппарата, упражнений для глаз; регулирование степени утомляемости ребенка за счет планирования порядка предъявления заданий по степени сложности (разминочная и заключительная части занятия должны быть более легкими, чем основная часть); выбор оптимального темпа работы в соответствии с личностными особенностями ребенка; контроль соблюдения ребенком правильной осанки, положения ручки и тетради, расстояния от глаз до рассматриваемого объекта и т. д. ; использование разнообразных дидактических, наглядных и игровых материалов, адекватных возрасту и уровню развития ребенка
Консультации Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) родителей и педагогов.
Профилактическая работа Психопрофилактическая работа направлена на развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей, развитию познавательных и творческих способностей у детей, развитию эмоциональной сферы. Работу с детьми можно проводить в форме тренинговых упражнений, предпочтение отдавать групповым играм. Работа с педагогами направлена на профилактику эмоционального выгорания, повышение эффективности в работе с детьми и родителями, профессиональный и личностный рост. Здесь можно спланировать консультации, тренинги, совместные встречи с родителями и детьми и т.д. Работа с родителями предполагает профилактику дезадаптивного поведения в семье, формирование доброжелательных доверительных отношений с ребёнком, направленность на формирование полноценной личности.