МУШТАВИНСКАЯ И.В. ПРОРЕКТОР СПБАППО Опыт СПбАППО в области миграционной педагогики
Культурно-образовательный проект СПбАППО «Миграционная педагогика» Цель: выработать стратегию адаптации детей-мигрантов в петербургское образовательное и культурное пространство объединить мероприятия российских, городских, международных проектов и программ, опыт образовательных учреждений, исследования ученых в области миграционной педагогики
Системный подход Формы деятельности, результат Мероприятия проводимые в рамках реализации городских программ «Толерантность», планов мероприятий по профилактике экстремизма в молодежной среде и т.п.: Программа по адаптации детей-мигрантов Мониторинг по вопросам социокультурной адаптации детей мигрантов Ежегодные конференции, семинары по вопросам мультикультурализма в образовании, межкультурной коммуникации Постоянно действующий семинар «Воспитание культуры толерантности, культуры мира и межнационального согласия в школьной среде» Опыт СПбАППО в области миграционной педагогики
Системный подход Формы деятельности, результат Мероприятия проводимые в рамках разработки и общественного обсуждения стратегии развития петербургской школы до 2025 г.г., направление «Равные и разные», раскрывающее роль и возможности инклюзивного образования по повышению доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-мигрантов Опыт СПбАППО в области миграционной педагогики
Культурологический подход Формы деятельности, результат подход Разработка концепции «Этнокалендаря Санкт- Петербурга» (Информационно- справочное издание, методические рекомендации по использованию в работе) Подготовка методических рекомендаций по работе с УМК «Этнокалендарь» Проведение различных форм повышения квалификации и обмена педагогическим опытом: курсы, семинары, консультации Руководство экспериментальной работой в «пилотных» школах Опыт СПбАППО в области миграционной педагогики
Единство непохожих Миграционная педагогика: глоссарий «Счастье это когда тебя понимают»… Понять другого непросто, особенно, если он представитель иной национальности, носитель иного культурного кода, непривычного образа мысли и необычной манеры поведения. Чтобы понять и принять другого, нужно преодолеть стереотипы сознания, выйти из очерченного ими круга, открыть для себя многообразие культур нашего мира…
Исследования Цель исследования - выявление проблем адаптации учащихся, для которых русский язык не является родным, и определение их количественного состава В исследовании приняли участие 515 школ Санкт-Петербурга: Общая численность учащихся человек Число учащихся, для которых русский язык не является родным – человек (2,93%) Нет учащихся, для которых русский язык не является родным, в 81 школе; Менее 1% учащихся, для которых русский язык не является родным, в 89 школах; Более 10% учащихся, для которых русский язык не является родным, в 41 школе
Лингвистический подход Формы деятельности, результат Конкурс переводов произведений национальной литературы на русский язык Курсы повышения квалификации (модули) по методике преподавания русского языка для детей- инофонов Адаптация и оккультурация детей-мигрантов Русский язык как неродной Опыт СПбАППО в области миграционной педагогики
Педагогический (а ндрагогический ) подход Формы деятельности, результат Курсы повышения квалификации («Миграционная педагогика в диалоге культур», «Воспитательный потенциал образовательных технологий» и т. д.) Отдельные модули Лекции в рамках общеакадемического надпредметного модуля Семинары, лекции, круглый столы Публикации, методические пособия (пособие для учителя по вопросам социализации детей-мигрантов, практические рекомендации для работников ДОУ по работе с детьми и родителями и т. п.) Опыт СПбАППО в области миграционной педагогики
Проектный подход Формы деятельности, результат Участие в международных и региональных проектах: Проект «Межкультурная коммуникация» (программа «Теория и практика межкультурной конфликтологии») Проект «Многообразие как возможность» «Управление качеством в школах с полиэтническим составом учащихся» Опыт СПбАППО в области миграционной педагогики
Проектный подход Формы деятельности, результат Обобщение опыта проектной деятельности НМЦ и ОУ (Адмиралтейский район, ОУ 426, 582, 83, 177,157, 481 и др.) Опыт СПбАППО в области миграционной педагогики
Технологический подход Формы деятельности, результат Разработка, обобщение различных форм и методов по социальной адаптации детей-мигрантов, по организации совместной деятельности, по интеграции в петербургскую образовательную систему и культурную среду… Опыт СПбАППО в области миграционной педагогики
Программа «Многобразие как возможность: этно- педагогические аспекты работы образовательного учреждения» Инвариантный модуль: «Формирование межкультурной коммуникативной компетентности в контексте интегрированного образования» (март) Международная конференция «Ценности поликульторного образования как фактор развития современной школы» (12 мая) Вариативные модули (июнь): 1. Основы психологии и межкультурной коммуникации 2. «Формы и методы работы в условиях полилингвизма» 3. «Особенности управления ОУ с полиэтничесим составом учащихся» Консультации и семинары Модуль (тьюторы)«Критерии оценки качества работы образовательного учреждения» Индивидуальное проектирование
Целеполагание Цель Продукт Апробация критериев качества работы ОУ в условиях полиэтнической образовательной среды Освоение теории и практики программ «Толерантность», «Многообразие»… Создание проектов по совершенствованию учебно- воспитательной работы ОУ в области многообразия, работы с мигрантами Создание программ ПК (НМЦ), диссеминация опыта Создание банка программ, моделей, мероприятий, исследований по работе с мигрантами и пр…