Особенности организации непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в рамках ФГТ из личного опыта работы. Методическое объединение воспитателей муниципальных образовательных учреждений по теме: «ФГТ: реализация принципа интеграции образовательных областей в процессе организации образовательной деятельности » Воспитатель II квалификационной категории МБДОУ – детский сад 64 Пятерникова Лариса Геннадьевна г. Балаково г.
Одна из форм осуществления интеграции в ДОУ интегрированные НОД. Цель интегрированных НОД (непосредственной образовательной деятельности) – объединить различные виды детской деятельности в целостный педагогический процесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире, эстетической культуре, развить способности к освоению и преобразованию окружающего пространства, способствовать развитию познавательных интересов, формирование элементарных математических представлений и так далее.
Цель НОД - полностью соответствовать цели приоритетной образовательной области. Задачи будут соответствовать интегрируемым образовательным областям, через которые мы хотим достичь цель НОД. Реализация задач происходит через познавательную, музыкальную, изобразительную, театрализованную, продуктивную деятельность, ознакомление детей с художественной литературой, музыкальными произведениями, произведениями изобразительного искусства.
Содержание работы НОД планируется исходя из комплексно-тематического планирования, сезонности, различных проявлений природы, календарных праздников и того, что детям близко и интересно, можно использовать проекты для общего раскрытия темы и дополнительного обогащения знаний детей.
Форма проведения НОД нестандартна, интересна, это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи, оказание помощи сказочным персонажам и т. д.
Большой плюс интегрированных НОД состоит в том, что они проводятся в игровой форме. Поэтому важной особенностью интегрированных НОД является смена видов детской деятельности (драматизация сказки с конструированием из строительного материала, изготовлением атрибутов к какой– либо игре; слушание музыкального произведения с чтением стихов, рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием). В младшем дошкольном возрасте вся жизнь и деятельность построена в форме игры, поэтому НОД должна включать в себя много видов двигательной активности: динамические паузы, физкультминутки, театрализованные и подвижные игры, релаксационные паузы и многое другое, позволяющее отвлечься от одного вида деятельности и плавно перейти к другому.
В качестве примера привожу фотоконспект интегрированного НОД «Поможем медвежонку», в котором наглядно показано как можно интересно и увлекательно подать материал в игровой форме, закрепить полученные знания в дидактической игре и других видах детской деятельности.
Введение в игровую ситуацию – приход сказочного героя Упражнение на звуковую культуру речи – дуем на медвежонка «ду-ду»
Знакомство с эмоциями – «грусть» Закрепление знаний об одежде по сезонам – собираемся в путешествие
Пальчиковая гимнастика «Фонарики» Здоровьесберегающие технологии Хождение по тихому тренажеру
Вот по лесу мы идем, много нового найдем. Лесных зверей мы не пугаем, потому что правила мы знаем.
Релаксация - «Пение птиц»
Дидактическая игра «Прицепи ежику иголки»
Возвращение в детский сад – подвижная игра «Мишка по лесу гулял»
Дидактическая игра «Помощники» Знакомство с эмоциями – «Радость» В заключение, уважаемые коллеги, мне хочется пожелать всем больших творческих успехов.