ЗАДАЧИ С ПРАКТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ Ябурова Евгения Александровна, МАОУ « Гимназия 1», учитель физики первой квалификационной категории, заместитель директора по НМР
Проблема исследования : как следует использовать дидактические возможности задач с практическим содержанием для реализации целей практико - ориентированного обучения физике ? Объект исследования – процесс обучения физике в основной школе Предмет исследования – дидактические средства реализации практико - ориентированного обучения физике
Цель исследования – разработать и научно обосновать методику обучения школьников решению задач с практическим содержанием в процессе реализации практико - ориентированного обучения физике Гипотеза исследования : если методику обучения школьников решению физических задач с практическим содержанием построить на основе модели обеспечения единства процессов формирования знаний и развития практических умений, а ее реализацию осуществить в соответствии с основной целью практико - ориентированного обучения физике, то это позволит повысить уровень готовности учащихся к применению знаний и умений в процессе своей жизнедеятельности
Задачи исследования Изучить состояние исследуемой проблемы в психолого - педагогической, научно - методической литературе, практике работы образовательных учреждений и определить пути ее решения. Выявить дидактические возможности и функции задач с практическим содержанием в процессе формирования у школьников теоретических знаний и практических умений. Разработать структуру учебной деятельности по решению физических задач с практическим содержанием. Разработать и научно обосновать методику обучения школьников решению задач с практическим содержанием в процессе реализации практико - ориентированного обучения физике. Провести педагогический эксперимент с целью подтверждения эффективности разработанной методики.
Методы исследования - анализ психолого - педагогической, научно - методической и учебной литературы по теме исследования ; - педагогические измерения ; - изучение и обобщение педагогического опыта ; - анализ учебно - методической документации ; - моделирование ; - педагогический эксперимент ; - статистическая обработка результатов педагогического эксперимента
Научная новизна исследования поставлена и решена проблема эффективного использования дидактических возможностей задач с практическим содержанием в процессе реализации практико - ориентированного обучения ; предложена модель обеспечения единства формирования знаний и развития практических умений, на основе которой разработана и научно обоснована методика обучения школьников решению задач с практическим содержанием
Теоретическая значимость исследования Сформулировано определение понятия « физическая задача с практическим содержанием ». Проведена классификация задач с практическим содержанием. Обоснована необходимость включения в структуру учебной деятельности по решению задач с практическим содержанием действий школьников по оценке и осознанию практической значимости результата решения и рефлексии своей деятельности по решению задачи.
Практическая значимость заключается в разработке комплекса задач с практическим содержанием по разделу « Электродинамика » для основной школы, использование которого в процессе обучения физике позволит обеспечить формирование у учащихся теоретических знаний и практических умений, подготовить школьников к практической деятельности
Функции практико - ориентированного обучения в педагогическом процессе социализация личности школьника через учебный предмет ; формирование ориентирующих основ деятельности учащегося в среде ; развитие профессиональной и социальной мобильности ; поддержание сбалансированных отношений личности и среды, гармонизирующих личность как часть среды ; развитие самостоятельной творческой деятельности учащихся как способа деятельности в среде
Сущность практико - ориентированного обучения заключается в построении учебного процесса на основе единства приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем
Целевые ориентации практико - ориентированного обучения формирование умений использовать предметные знания для решения возникающих в практической деятельности задач ; развитие потребности к самообразованию, самосовершенствованию, самореализации ; усвоение способов самостоятельной деятельности ; обеспечение познавательной активности учебного процесса и др.; формирование готовности применять полученные знания и умения в процессе жизнедеятельности
В основу практико - ориентированного обучения положены следующие концептуальные положения : усвоение основ наук, составляющих главное содержание учебных предметов, и приобретение опыта практического использования знаний создают возможность для формирования у учащихся широкого научного мировоззрения ; формирование теоретических знаний и развитие практических умений – две стороны единого процесса подготовки школьников к осуществлению практической деятельности ; главной мотивационной базой обучения является видение учеником перспективы применения приобретаемых знаний и умений в процессе своей жизнедеятельности ; формирование у учащихся опыта практической деятельности предполагает оптимальное сочетание теории и практики в учебном процессе ( при ведущей роли теоретических знаний )
Под физической задачей с практическим содержанием будем понимать задачу, направленную на выявление физической сущности объектов природы, производства и быта, с которыми человек взаимодействует в процессе своей практической деятельности
Задачи с практическим содержанием выполняют в учебном процессе следующие функции : обучающую ; развивающую ; воспитательную ; побуждающую ; мотивационную ; прогностическую ; интегративную ; контролирующую
Задачи с практическим содержанием можно классифицировать по следующим основаниям : а ) основному способу решения ; б ) целевому назначению ; в ) месту в процессе формирования у учащихся знаний ; г ) месту в процессе развития у школьников практических умений
Структура учебной деятельности по решению задачи с практическим содержанием Ознакомление с условием задачи и его анализ а ) первоначальное знакомство с условием и требованием задачи ( чтение ), выявление явных и неявных данных ; б ) выделение описанного в задаче явления, процесса или объекта ; в ) восприятие задачной ситуации через краткую запись условия и требования задачи, выполнение рисунков, схем и чертежей, поясняющих задачу ; г ) воспроизведение содержания задачи по выполненному ее кодированию
Составление плана решения задачи а ) соотнесение условия и требования задачи с имеющимися у учащихся знаниями и умениями ; определение закона, теории, позволяющих объяснить описанную содержанием задачи ситуацию ; б ) выделение возможных путей решения задачи ; определение рационального пути ( метода ) решения задачи ; в ) составление плана решения задачи на основе реализации выделенного метода решения и физической закономерности ; г ) проверка целесообразности решения задачи отобранными средствами
Осуществление решения задачи а ) выделение способа решения задачи на основе ориентировки в составленном плане решения задачи ; б ) определение основного уравнения ( положения ), описывающего предмет задачи ; в ) определение соотношения между требованием и условием задачи ; вычисление величин ( выделение содержания нового знания ); г ) проверка правильности реализации процесса решения ( полученного соотношения между требованием и условием задачи )
Проверка результата решения задачи а ) уточнение содержания полученного результата, соотнесение его со структурными элементами знаний ; б ) выбор метода проверки результата решения ; в ) осуществление процесса проверки результата ; г ) определение возможности проверки результата решения другими методами
Оценка практической значимости решения задачи а ) выявление области человеческой деятельности, на которую ориентированы результаты решения задачи ; б ) выбор способа оценки значимости полученного результата ; в ) определение значения решения задачи для жизнедеятельности человека ; г ) определение возможности получения того же результата из других данных
Рефлексия ( ретроспективный анализ ) деятельности по решению задачи а ) выделение использованных при решении задачи приемов ; б ) анализ выделенных приемов с точки зрения целесообразности их применения для решения данной задачи ( выделение наиболее удачных приемов и приведение их в систему ); в ) сопоставление данной задачи с решенными ранее, выявление общих закономерностей их решения ; г ) определение возможностей решения задачи другими способами
Педагогический эксперимент проводился с сентября 2009 г. по май 2012 г. в гимназии 1 города Соликамска и включал констатирующий, поисковый и формирующий этапы. Общее число учащихся х классов, принявших участие в эксперименте, составило 103 человека, учителей физики – 3 человека
Результаты педагогического эксперимента Результаты педагогического эксперимента