Создание условий для профессионально-трудового воспитания школьников с нарушением слуха во внеурочное время. ГКСОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат II вида г. Коврова Воспитатель I квалификационной категории, руководитель МО Антонова Ольга Александровна
Профессионально – трудовое воспитание одно из самых сложных и важных направлений в работе воспитателя. Цель этой работы: подготовить школьников с нарушением слуха к сознательному выбору профессии, формировать качества личности важные для успешной трудовой деятельности. В нашей школе – интернате II вида разработана и реализуется система социально – бытовой адаптации, которая позволяет подвести неслышащих учащихся к осознанному выбору профессии, их успешному трудоустройству и социализации.
Данная система эффективна, так как работа ведётся систематически, целенаправленно, поэтапно (с учётом возрастных особенностей учащихся), имеет комплексный и коррекционно-развивающий характер. В расписание занятий воспитателей включён бытовой труд (1 раз в неделю), комплекс сюжетно-ролевых игр «Профессии людей», профориентационные игры. Координирующем звеном в этой работе является воспитатель, так как он большую часть времени проводит непосредственно с ребёнком, несёт ответственность за его социализацию. Система профессионально-трудового воспитания представлена в следующем виде.
Взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса в социально – профессиональной адаптации ВОСПИТАТЕЛЬ координирует работу по формированию социально- бытовых навыков и профориентации школьников. МО воспитателей планируют работу, составляют расписание занятий бытового труда, работы школьных кружков и др. мероприятий. Родители выявляют индивидуальные особенности и интересы ребёнка, помогают осознанному выбору профессии. Кл. руководитель, учителя - предметники совместно планируют и проводят профориентационные мероприятия. Учитель труда, руководители кружков организуют мероприятия с показом результатов труда учащихся (выставки, конкурсы), помогают применять специальные трудовые навыки в повседневной жизни. Сурдопедагог осуществляет работу по расширению специального словаря, развивает коммуникативные навыки. Медико - социально психологическая служба выявляют профессиональные интересы и возможности с помощью анкетирования, карт интересов, ДДО и др. Организация ВОГ осуществляет связь с выпускниками, оказывает помощь в дальнейшем обучении и трудоустройстве выпускников, организует экскурсии на предприятия и учебные заведения
Этапы классы Задачи этапа Компоненты социально – профессиональной адаптации Формирование личностных качеств школьников важных для успешной трудовой деятельности Профориентационные мероприятия I этап 1 – 5 классы Пропедевтический - Обеспечить условия для усвоения неслышащими школьниками общих бытовых и трудовых навыков; - формировать установку на труд как важную деятельность человека; - развивать интерес к профессиям родителей и ближайшего окружения. - Проведение занятий бытового труда - 1 раз в неделю; - проведение режимных моментов (заправка постелей, приведение в порядок личных вещей и т.д.); - дежурство в классе, спальне, столовой, -участие в бытовой эстафете (контрольный этап усвоения бытовых и трудовых навыков); - изготовление поделок и подарков к общешкольным праздникам и знаменательным датам (День учителя, Осенний бал, День именинника и др.). - Комплекс сюжетно – ролевых игр по тематике «Профессии людей» («В магазине», «У врача» и т.д.) - 2 раза в месяц - занятия в кружках, студиях технического творчества с показом результата труда; - дидактические игры («Угадай профессию», «Кто что делает?») - экскурсии – знакомство с профессиями работников школы – интерната и родителей («Кто нам помогает в жизни», «Моя мама – продавец», «Что делает повар» и др.) Этапы и содержание профессионально – трудового воспитания
II этап (6 – 8 классы) Развитие профессионально- го самосознания. - Формировать информационную основу выбора профессии; - формирование первичных системных представлений о самом себе, о своих свойствах и качествах; - включение учащихся в активную «пробу сил» (перенос специальных трудовых знаний и умений в повседневную жизнь) - генеральная уборка; - уборка и озеленение школьной территории; - практическая проектная деятельность по темам «Вторая жизнь старым вещам», «Красота вокруг нас» и др.; - организация проведения итоговой бытовой эстафеты; - оформление спален, классов, рекреаций. - Знакомство с миром профессий через посещение выставок, музеев, учреждений и мероприятий, где можно познакомиться с высоким уровнем профессионализма (Учебный центр завода им. В.А.Дегтярёва, мастерские ПТУ 1, швейная фабрика и др.) - встречи - беседы с родителями и выпускниками школы об их профессиях; - кружки по интересам; - выявление интересов с помощью анкетирования, карт интересов, ДДО и др.; - профориентационные игры («Кем я работаю?» (пантомима), «Я – парикмахер» и др.)
III этап 9 – 11 классы Уточнение социально- профессионального статуса. - Формировать профессиональные интересы и профессионально – важные качества; - формировать адекватную самооценку; - осуществлять контроль и коррекцию профессиональных планов учащихся; - оказывать помощь в дальнейшем обучении и трудоустройстве выпускников. - Практическая проектная деятельность по темам «Вторая жизнь старым вещам», «Красота вокруг нас» и др.; - организация проведения итоговой бытовой эстафеты; - оформление спален, классов, рекреаций. - серия профориентационных бесед «Здоровье и профессия», «Что такое рынок труда», «Влияние профессии на дальнейшую жизнь человека» и др.; -профориентационные игры и практические занятия «Как написать своё резюме», «Я хочу у вас работать», «Моя трудовая книжка» и др. -- изучение современного рынка труда с выходом в INTERNET (совместно с руководителем кружка информатики); -телекоммуникационные проекты «Профессии будущего», «Рабочие профессии» и др. -составление карт индивидуально – психологической профконсультации.
Карта индивидуально – психологической профконсультации. Фамилия, имя – Жарёнов Сергей Возраст – 18 лет 1.Состояние здоровья – соматически здоров 2. Состояние слуха – IV степень тугоухости 3.Информированность в мире профессий – полная – недостаточная - отсутствует 4. Наличие профессионального навыка профессия – программное обеспечение, слесарные работы учебное заведение – школа – интернат II вида 5.Ведущие мотивы – желание работать, навыки компьютерной грамотности 6. Сведения из анкеты любимое занятие – общение с друзьями, рисование, спорт, компьютер предпочитаемые профессии – программист, автослесарь опыт работы – на уроках информатики, в школьных мастерских успешность обучения по дисциплинам естественным – хорошо, точным – хорошо, гуманитарным – хорошо, труду – хорошо 7.Интересы и склонности – хорошо рисует, любит спорт, хороший организатор 8. Коммуникативные и организаторские склонности – является неформальным лидером в школе 9. Личностные особенности – хитрый, для достижения своей цели может обмануть, общительный, самоуверенный, вспыльчив, не любит, когда ему делают замечания 10. Заключения и рекомендации – у Сергея завышена самооценка, когда он будет прислушиваться к чужому мнению, работа будет выполнена более качественно. Поэтому, я должна научить Сергея жить в системе человеческих отношений, организовать в процессе воспитательской деятельности психологическую помощь таким образом, чтобы он сам мог влиять на процесс развития своей личности. Дата 2009 год Воспитатель: Жильцова С.В.
Сюжетно – ролевая игра «У врача» - 3 класс. Воспитатель: Корзина С.М. Профориентационная игра «Я – парикмахер» Сурдопедагог: Иванова Е.О. Экскурсия на фабрику «Новость»