Фомина Маргарита, ученица 10 «Б» класса МОУ СОШ с УИОП 15 г. Воронежа
Оглавление I. Введение II. Осень в звучании слов 1. История изучения «чувства природы» в научной литературе 2. Лингвистический анализ стихотворений М. Ю. Лермонтова и Ф. И. Тютчева 3. Анализ фонетического уровня поэтических текстов М. Ю. Лермонтова и Ф. И. Тютчева III. Заключение IV. Список литературы V. Приложения
Природа… Человек не может существовать отдельно от окружающего мира: он часть ее. Порой именно природа дарует радость, исцеляет душу, становится источником вдохновения.
Гипотеза : осенние пейзажи, благодаря звукам, которые использовали художники слова, создают определенный эмоциональный фон, свойственный любому человеку, созерцающему окружающий мир в это время года.
Целью данной работы является исследование звуко – буквенного состава поэтических тестов, посвященных осени. Для достижения данной цели мне необходимо было решить несколько задач: 1) познакомиться с существующими научными исследованиями в этой области; 2) подобрать соответствующий языковой материал для собственных исследований; 3) проверить полученные результаты с помощью современной компьютерной программы.
В отношении этих поэтических текстов были применены следующие методы исследования: 1) лингвистический; 2) сопоставительный; 3) фоносемантический; 4) компьютерный анализ.
Ожидаемый результат : мне хотелось доказать, что стихотворения поэтов XIX века об осени вызывают в сознании читателя целый комплекс различных ассоциаций – эта особенность заложена в фонетической структуре каждого слова, из которого состоит поэтический текст.
Фомина Маргарита, МОУ СОШ 15, Г. Воронежа Новизна моей работы заключается в следующем: полученные в ходе исследований данные позволят обнаружить особую взаимосвязь между пейзажными зарисовками, чувствами, которые испытывает поэт, рассказывающий об увиденном, и читателем, воспринимающим данную информацию.
Для сопоставительного анализа мной были выбраны стихотворения М. Ю. Лермонтова «Осень» и Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»
Фомина Маргарита, МОУ СОШ 15, г. Воронежа М. Ю. Лермонтов «Осень» Листья в поле пожелтели, И кружатся и летят; Лишь в бору поникши ели Зелень мрачную хранят. Под нависшею скалою, Уж не любит, меж цветов, Пахарь отдыхать порою От полуденных трудов. Зверь, отважный, поневоле Скрыться где-нибудь спешит. Ночью месяц тускл, и поле Сквозь туман лишь серебрит. Ф. И. Тютчев Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора - Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё - простор везде,- Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь - И льётся чистая и тёплая лазурь На отдыхающее поле...
ЗвукиЛермонтовТютчев О915 А89 И77 Э77 У43
И Лермонтов, и Тютчев активно используют звуковые возможности слова. М. Ю. Лермонтов «Осень»Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…» И, О, ЭО, А А, АО, И, А И,У, И, ЭЭ, И, А Э, А, АА, А И, ОО, Э, А, А, О У, Э, ОЭ, У, О, О, Э А, А, ОИ, О, О У, ОИ, А, Э Э, А, ОЭ, О, И, Ы,О Ы, Э, ИО, О, Э, И, У О, Э, У, ОО, И, О, У О, А, ИА, О
ЗвукобукваЦвет АГусто-красный ЯЯрко-красный ОСветло-желтый или белый ЕЗеленый ЕЖелто-зеленый ИСиний ЙСиневатый УТемно- синий, темно сине-зеленый, темно- лиловый ЮГолубоватый ЫМрачный темно- коричневый Руководствуясь данной таблицей, я составила звукобуквенную карту анализируемых стихотворений
Фомина Маргарита, МОУ СОШ 15, Г. Воронежа
Чтобы проверить полученный результат, я таким же способом проанализировала еще два текста: М. Ю. Лермонтова «Солнце осени» и Ф. И. Тютчева «Осенний вечер»
Заключение Таким образом, данные исследования подтверждают: 1) существует ассоциативная связь между звукобуквой, цветом и эмоциями человека; 2) звучание "осенних" строк стихотворений разных авторов имеет много общего; 3) в сознании читателя возникают художественные образы, созданные поэтами, благодаря информации, которую несут звуки и буквы.