Методическая система Ржавитиной Ирины Владимировны Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Порез Унинского района Кировской области имени Г.Ф. Шулятьева с. Порез 2012
Задачи системы образования 1) создание необходимых условий для получения качественного образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности; 2) развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности; 3) воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине; 4) воспитание личности с активной гражданской позицией, формирование потребностей участвовать в общественно- политической, экономической и культурной жизни страны.
Ведущая идея педагогической деятельности сочетание образования и воспитания в едином процессе обучения, воспитание учащихся, и не только на внеклассных мероприятиях, но и на каждом уроке.
Цель создать на уроках и во внеурочной деятельности условия для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ученика в процессе обучения и воспитания
Задачи развитие творческого потенциала личности, формирование у учащихся мотивации к самостоятельной познавательной деятельности, создание условий для вовлечения обучающихся в исследовательскую деятельность, определение рациональной последовательности изучения учебных дисциплин, подготовка к ЕГЭ, создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждой отдельной личности, активному участию в познавательной и практической деятельности.
Направления идейно-нравственное, уважение прав и свобод другого человека, его ценности и уникальности, освоение личностно -базовых компонентов культуры; гражданско-патриотическое, привитие творческого и инициативного отношения к общественной жизни; идейно-политическое; идеологическое, развитие навыков межличностного общения и приоритет общечеловеческих ценностей; национальное и интернациональное воспитание, экологическое; формирование здорового образа жизни, способности противостоять алкоголю, курению, наркотикам, сквернословию, негативному влиянию средств массовой информации.
Принципы обучения практическая направленность учебного курса, ориентация на общечеловеческие ценности
Формы обучения уроки изучения нового материала (урок–объяснение, урок–исследование, лекция, урок-диалог, интегрированный урок); уроки закрепления и обобщения (соревнование, уроки–экскурсии, практические и лабораторные работы, урок-викторина, урок-игра, урок- аукцион, конференции, посвященные вопросам истории науки и техники, а также новейшим научно-техническим достижениям, связанным с изучением определённых тем школьного курса физики и математики); уроки контроля и коррекции знаний (консультация, зачет, семинар, общественный смотр знаний, тестовая проверка); роки творчества (урок-мастерская, ролевая театрализованная игра, урок– сказка, урок-конкурс, урок-сочинение); урок-защита проекта, урок-презентация, у рок-исследование, урок-практикум, комбинированный урок с применением ИКТ.
Формы организации деятельности учащихся фронтальная, индивидуальная, групповая Методы обучения частично-поисковый, проблемного изложения, исследовательский методы, программированный контроль
Педагогические технологии Проблемное обучение. Личностно-ориентированное обучение. Дифференцированное обучение. ИКТ- технологии
Средства обучения компьютеры, оборудование, приборы, учебники, компьютерные сети, видеофильмы, мультимедийные презентации, измерительные приборы, компьютерные программы и лазерные (CD-ROM, DVD), раздаточный материал, дидактические материалы, СМИ, Web-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети.
Пути реализации экологического воспитания объяснение учителем физических закономерностей, лежащих в основе глобальных атмосферных явлений, демонстрация приборов, позволяющих осуществлять экологический мониторинг в месте проживания; проведение экскурсий с целью показа результатов производственной деятельности человека; демонстрация фрагментов фильмов, показывающих влияние человеческой деятельности на экологическую систему; организация самостоятельной деятельности учащихся по подготовке рефератов, презентаций для уроков- конференций, сюжетно-ролевых игр.
Эффективные методы воспитания у учащихся патриотизма, любви и гордости за свою Родину показ выдающегося вклада отечественных учёных в развитие науки, рассказ о большом вкладе отечественных изобретателей в развитие техники, иллюстрация патриотизма выдающихся учёных и изобретателей нашей страны, подчёркивание гражданственности и активной жизненной позиции прогрессивных учёных, формирование у учащихся уважительного отношения к труду, упорства в преодолении трудностей на примерах деятельности выдающихся учёных
Воспитание патриотизма формирование и развитие у школьников потребностей и положительных мотивов, положительные эмоции и переживания побуждают школьников к активному участию в познавательной и практической деятельности и способствуют развитию патриотизма.
Идейно-нравственное воспитание формирование коллективного мнения, укрепление моральных социальных чувств и настроений учеников в классе, развитие познавательных способностей, воздействие на ценностные ориентации и жизненные планы учащихся, формирование идейной направленности, потребностей и интересов, выступающих в качестве мотивов социальной деятельности и поведения
Результат такая система работы развивает у обучающихся высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности, стимулирует ученика на рефлексивное восприятие материала, формирует умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий.
Каждый учитель вправе выбрать любой из возможных вариантов обучения или создать свой собственный, учитывающий местные условия, в которых работает, особенности класса, свои собственные интересы, важно лишь, чтобы при этом соблюдались общие требования к учебному процессу: целенаправленное, планируемое, контролируемое и оцениваемое воспитание отдельных качеств личности школьников через содержание обучения; организация учебного процесса таким образом, чтобы растущий и развивающийся ученик смог осуществить свою главную потребность - стать полноценной личностью.
Обучая, воспитывай, воспитывая, обучай.