Интеллектуально- творческое развитие детей 2-7 лет Преподаватель кафедры ТиМДО, НИПКиПРО Плевако Лариса Александровна
«Показано, что 50% информации запоминаемой детьми забывается уже через год, до 80% через два года. Элементарные знания, достаточные для успешного прохождения школьного тестирования, являются устаревшими уже на момент их усвоения. Они не накапливаются, и даже при прочном запоминании вряд ли понадобятся когда-нибудь в будущем. Когда людям требуется какое-то знание, им, как правило, нужна специальная и современная информация которая по большей части еще отсутствовала, когда они учились в школе» Джон Равен «Педагогическое тестирование»
Движущие противоречия образования: 1.С одной стороны мы имеем постоянно возрастающий поток знаний о мире, а с другой стороны ограниченные возможности человека усваивать новые знания. 2.Педагоги должны подготовить подрастающее поколение к жизни в будущем, но сами не знают каким оно будет. Проект «Джонатана Ливингстон»
Мы должны учить Мы не можем учить Решать «завтрашние» решать «завтрашние» проблемы проблемы противоречие Так как знаний о них еще не существует Чтобы ребенок мог адаптировать ся в окружающем мире Учить способам работы с любыми проблемами
Основные принципы при решении творческих задач Принцип свободы выбора Принцип открытости Принцип деятельности Принцип обратной связи Принцип идеальности
ОТСМ – ТРИЗ I этап: «Объект – Имя признака – Значение имени признака». Имя признака: 1. Цвет 2. Форма (объемная, плоскостная) 3. Размер (высота, длина, ширина) 4. Количество 5. Части 6. Изменения во времени 7. Звук 8. Запах 9. Температура 10. Вес (масса) 11. Влажность 12. Рельеф (поверхность объекта) 13. Материал (вещество) 14. Структура (соотношение и расположение частей) 15. Место 16. Ориентация в пространстве 17. Действия (движение) 18. Вкус 19. Сила (уровень проявления свойства)
Значение имени признака (анализаторами): Зрение (глаза) Тактильный (рука, кожа, полость рта, полость носа) Вкус (язык, полость рта) Слух (ухо) Обоняние (нос) Детский сад «Василек» г.о. Чапаевск Самарской области
Имя признака «Форма» форма Назови объекты, где спрятались формы: круга, овала, квадрата, и т.д.
Имя признака «Место» Помоги друзьям найти свои дома
Имя признака «Действие» Назови как можно больше вариантов действий объектов, нарисованных на картинке?
этап усвоение типов вопросов. 1. Субъективный. Что вы об этом думаете? Что я об этом знаю? 2. Уточняющий. Верно ли, что...? Должен ли...? Правда ли, что...? Правильно ли я понял(а), что...? 3. Почемучкин. Почему? Отчего? 4. Оценочный. Что правильнее? Что хорошо? Что плохо? Что лучше? 5. Описательный. Что? Где? Как? Кто? 6. Воображаемый. Что было бы, если...? Что случилось бы, если...? 7. Восполняющий. Когда? Какие?
этап установление причинно-следственных связей и их моделирование. 4 этап введение моделей преобразователей. 5 этап – формирование понимания значения анализаторов 6 этап – связан с овладением детьми алгоритмов мышления (Системный оператор, наблюдение, алгоритм решения проблемы, функциональность, противоречивость и т.д.).
Игра «Да-Нет»