Проектирование учебного курса на основе примерной рабочей программы ФГОС НОО
Виды учебных программ: Примерная (типовая) учебная программа Авторская программа Рабочая программа
Шаг документ, раскрывающий обязательные компоненты содержания (инвариантная часть) и параметры качества освоения учебного содержания курса конкретного предмета базисного учебного плана. Виды учебных программ Примерная (типовая) учебная программа -
Шаг документ, созданный на основе Государственного стандарта и Примерной учебной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса. Виды учебных программ Авторская программа -
Шаг регламентирует деятельность педагога; учитывает специфику учреждения и уровень подготовленности учащихся определенного класса; обеспечивает достижение планируемых результатов освоения ООП НОО. Виды учебных программ Рабочая программа - документ образовательного учреждения, который:
Шаг Документы, регламентирующие написание и реализацию Рабочей программы учебного курса Нормативные федеральные документы Локальные акты образовательного учреждения
Шаг 1.Закон РФ «Об образовании»; 2.ФГОС НОО; 3.Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ; 4.Федеральный перечень учебников, допущенных Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях. Нормативные федеральные документы:
Шаг 1.Основная образовательная программа начального общего образования; 2.Положение о Рабочей программе учебного курса; 3.Приказ руководителя образовательного учреждения об утверждении Рабочей программы учебного курса. Локальные акты образовательного учреждения:
Шаг «УЧИТЕЛЬ… разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных образовательных программ и обеспечивает ее выполнение…» Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010г. 761н г.Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Кто разрабатывает рабочую программу?
При составлении учебной программы необходимо учитывать множество компонентов
Шаг Алгоритм создания рабочей программы Шаг 1 Выбрать программу по учебному курсу и соответствующий ей учебник из перечня, рекомендованного Минобрнауки РФ Шаг 2 Сравнить цели изучения учебного курса в выбранной авторской учебной программе с целями, сформулированными в примерной (типовой) программе по учебному курсу БУП, а также с целями и задачами ООП НОО. Алгоритм создания рабочей программы
Шаг Шаг 3 Сопоставить требования к уровню подготовки учащихся в выбранной программе с такими же требованиями, прописанными в примерной (типовой) программе. Определить знания, умения и навыки, способы деятельности выпускников, не включенные в авторскую программу. Выделить знания, умения и навыки, превышающие требования к уровню подготовки выпускников, обозначенные в ООП НОО. Шаг 4 Выделить и конкретизировать требования к уровню подготовки учащихся из перечня умений, прописанных в требованиях к уровню подготовки выпускников, согласно содержанию авторской программы. Сравнить цели изучения учебного курса в выбранной авторской учебной программе с целями, сформулированными в примерной (типовой) программе по учебному курсу БУП, а также с целями и задачами ООП НОО.
Шаг Шаг 5 Сопоставить содержание выбранной авторской программы с содержанием примерной (типовой) программы. Выделить перечень тем и отдельных вопросов типовой программы, не включенных в авторскую программу. Определить разделы, темы, вопросы авторской программы, которые носят избыточный характер в рамках реализации ООП НОО и учебного плана ОУ. Шаг 6 Включить (или исключить) в содержание рабочей программы разделы, темы, вопросы, которые были выделены в ходе анализа избыточного и недостающего информационного материала двух программ (шаг 5).
Шаг Шаг 7 Структурировать содержание учебного материала курса, определив последовательность тем и количество часов на изучение каждой из них. Шаг 8 Определить дополнительную справочную и учебную литературу, необходимые наглядные пособия, оборудование и приборы, программы информационно-компьютерной поддержки учебного процесса
Шаг Шаг 9 Создать контролирующие материалы: выделить перечень проверяемых умений (кодификатор), согласно этапу обучения и цели контроля; подобрать контролирующие задания, направленные на проверку планируемых умений; составить схему анализа работы в контексте поставленной цели контроля, которая позволит получить объективную информацию для коррекции учебного процесса. Шаг 10 Составить рабочую программу, оформить материалы согласно требованиям.
Шаг Примерная структура рабочей программы: 1.Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели НОО с учетом специфики учебного предмета, курса; 2.Общая характеристика учебного предмета, курса; 3.Описание учебного предмета, курса в учебном плане; 4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; 5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 6.Содержание учебного предмета, курса; 7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; 8.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Шаг Пояснительная записка к Рабочей программе учебного курса Рабочая программа учебного курса ____________ для ______ класса Составлена на основе Примерной программы начального общего образования по ______________________ (название курса) и авторской программы курса _______________ для учащихся _____ класса общеобразовательных школ автора ___________________ (год издания ______ ). Цель данного курса: ________________________________________________ Задачи данного курса: ______________________________________________ Программа рассчитана на ____ часов, в том числе на практическую работу ______ часов, контрольные и зачетные уроки ______ часов. Содержание программы направлено на _________________________________ Изменения, внесенные в текст программы, взятой за основу при написании Рабочей программы.
Шаг Возможные особенности класса, в котором будет реализован данный учебный курс: Количественный состав класса; Уровень подготовленности учащихся к освоению учебного курса; Реализация индивидуальных учебных планов, индивидуального расписания; Формы получения образования учащимися класса (очная, дистанционная, экстернат, надомная, семейная); Психологические, физиологические особенности учащихся…
Шаг Характерные для учебного курса формы организации деятельности учащихся: Групповая, парная, индивидуальная Проектная, игровая… Самостоятельная, совместная… Экскурсия, практикум, лабораторная работа…
Шаг Специфические для учебного курса формы контроля освоения учащимися содержания (стартового, текущего, промежуточного, итогового): Стартовый контроль: диктант, тест… Текущий контроль: тематические срезы, тест, устный опрос… Промежуточный контроль: проверочная работа, тест, самостоятельная работа… Итоговый контроль: портфолио, контрольная работа, тест…
Шаг Основание – ФГОС, учебная программа. Предметный результат: «Ученик научится» (обязательный минимум содержания) «Ученик получит возможность научиться» (максимальный объем содержания учебного курса) Личностный результат Метапредметный результат (универсальные учебные действия)
Шаг Название раздела Название темы Кол-во часов, даты Виды деятельности учащихся Форма контроля Использование компьютерного оборудования, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования, ЦОРов Структура построения тематического планирования
Шаг Система контрольно-измерительных материалов освоения учебного курса, система оценки достижений учащихся: Тестовые материалы, тексты контрольных работ, вопросы для зачетных работ Количество контролирующих материалов Кодификатор (спектр проверяемых умений в виде перечня действий учащихся как целей – результатов обучения) Схема анализа работы Критерии оценки проверочных работ