соответствие стандартам (с точки зрения производителя) соответствие запросам потребителя (в первую очередь обучающимся)
изучение и оценка целей, содержания учебных программ; разработку эффективного применения образовательных стандартов; оценка качества учебных пособий, дидактических и технических средств; оценка эффективности традиционных и инновационных форм и методов обучения и воспитания; оценка современных педагогических технологий обучения и воспитания; создание диагностической службы для получения научной и объективной информации о качестве развития образовательной системы
1 этап – подготовительный: анализ имеющегося облика и результатов, выявление круга проблем, противоречий, недостатков; установление их причин; диагностика результатов коллектива и обучающихся, выявление их особенностей, способностей, интересов, потребностей; сбор всей необходимой информации. 2 этап – проективный: обозначение замысла, пpoектиpoвaниe идеального облика – создание образовательной программы. 3 этап – целеполагание: выстраивание цепочки целей, определение задач на конкретный период времени реализации программы. 4 этап – планирование: по изложенному выше алгоритму, где этап целеполагания становится этапом корректировки, уточнения задач.
зачем? кто и как оценивает? что оценивать? какие аспекты оценивать?
для планирования работы и оценки деятельности учреждения и его сотрудников, для аттестации педагогов, для оценки результатов отдельных детских объединений и обучающихся.
самооценка; оценка администрации и представителей вышестоящих органов; выводы аттестационной комиссии; оценка потребителями (дети, родители и общественность).
объекты, их деятельность и результаты, а именно: деятельность педагогов, деятельность обучающихся; результаты работы ЦДО; результаты педагогов; достигнутые результаты обучающихся.
Оценка по: временным этапам (полугодие, учебный год); охвату детей; массовым мероприятиям (соревнования, конкурсы, выставки и т.п.); первенству в этих мероприятиях (лауреаты, победители, призёры, и т.п.); научно-методическому обеспечению; психолого-педагогическому обеспечению; материально-техническому обеспечению; профориентации; квалификации педагогов
1. Уровень освоения детьми содержания преподаваемого предмета. Критериями данного параметра выступают глубина и широта знаний, разнообразие умений и навыков, грамотность (соответствие существующим нормативам, правилам, технологиям) практических действий. 2.Устойчивость интереса детей к преподаваемому предмету, предлагаемой деятельности и коллективу. Критериями данного параметра являются характер мотивов прихода в коллектив, продолжительность пребывания в коллективе, участия детей в образовательном процессе и характер мотивов ухода ребенка из коллектива.
1.Направленность динамики личностных изменений. Этот параметр определяется характером изменения личностных качеств; направленностью позиции ребенка в жизни и деятельности, характером жизненных ценностей; адекватностью мировосприятия, миропонимания и мировоззрения возрасту. 2.Нравственное развитие учащихся (ориентация детей на нравственные ценности). Уровень воспитательных воздействий проявляется в характере отношений между педагогом и детьми, между членами детского коллектива, в том или ином состоянии микроклимата в группе; в характере ориентаций и мотивов каждого ребенка и коллектива в целом, в культуре поведения учащихся. 3.Приобщенность учащихся к культурным ценностям (мировым, российским, региональным). 4.Уровень творческой активности детей. Показатели степени творческой активности детей: наличие системы поисковой, изобретательской, творческой деятельности детей; настроение и позиция детей в творческой деятельности (желание – нежелание, удовлетворенность – неудовлетворенность); эмоциональный комфорт (или дискомфорт) при работе над нестандартным заданием; боязнь ошибки при выражении собственного мнения, точки зрения; наличие детей, занимающихся сверх программы или сверх временных границ курса обучения; наличие творческих изделий, выполненных детьми вне занятий; активность детей в учебном процессе и других видах деятельности; приоритет в образовательном процессе репродуктивной или творческой деятельности учащихся. 5.Уровень практической реализации творческих достижений учащихся. Критерии этого параметра – степень стабильности творческих достижений во временном и качественном отношениях; динамика развития каждого ребенка и коллектива в целом; разнообразие творческих достижений: по масштабности, степени сложности, по содержанию курса обучения и видам деятельности, по количеству детей, имеющих творческие достижения; удовлетворенность учащихся собственными достижениями, объективность самооценки.
Критериями данного параметра являются создание условий для формирования адекватной Я-концепции; социализация, адаптация и реабилитация ребенка; педагогическая коррекция; жизненное и профессиональное определение ребенка, забота о здоровье детей и охрана прав детства. Показатели реализации педагогом социальных функций: адекватность поведения, выбора детьми позиций в отношениях и решений в различных ситуациях; организация оздоровительной деятельности, отсутствие негативных изменений в состоянии здоровья, формирование здорового образа жизни; взаимодействие с семьей; действия педагога, направленные на профессиональное определение учащихся; аналитические материалы педагога, фиксирующие и отслеживающие судьбы выпускников; действия педагога по охране прав ребенка и социальной защите: участие в разрешении затруднительных для детей ситуаций.
1) определение начального уровня ЗУНов учащихся (сентябрь - октябрь); 2) промежуточный контроль (декабрь - январь); 3) итоговый контроль (май).
Учреждения дополнительного образования несут ответственность за мониторинг своего собственного качества. Культура качества в образовании возникает тогда, когда решение проблем потребителя становится целью каждого сотрудника образовательного учреждения и при этом структура образовательного учреждения позволяет им это делать. При рассмотрении качества решающее значение остается за потребителем.
АНАЛИЗ результата проведения итоговой аттестации за учебный год. В мае учебного года в ЦДО «Дружба» была проведена итоговая аттестация. Целью проведения аттестации - проверка результативности выполнения программ в объединениях. Задачи аттестации: определение уровня полученных знаний у учащихся; разработка разнообразных форм проведения итоговой аттестации; определение групп одаренных детей для индивидуальной работы с ними. Аттестация была проведена во всех объединениях. Охвачено проверкой было 611 человек.
Формы проведения аттестации: выполнение творческих заданий; самостоятельная работа, выполнение контрольной работы; выставки разного уровня, конкурсы, концерты; контрольные старты, эстафеты, подвижные игры, соревнования различных уровней; теоретические зачеты, исследовательская деятельность.
В объединениях физкультурно-спортивной направленности приняло участие 141 человек. Оценку результатов получили: ниже среднего – 3 ч.; средний уровень усвоения программы – 91 ч.; выше среднего - 47 ч. В объединениях социально-педагогической направленности приняли участие в прохождении итоговой аттестации 126 человек. Из них: ниже среднего – 18 ч; средний уровень усвоения программы – 100 ч.; выше среднего – 8 ч. - с теоретическими вопросами итоговой аттестации справилось 124 ч.; - с практическими заданиями – 124 ч. В объединениях научно-технической направленности приняли участие 58 человек. Из них: ниже среднего – 4 ч; средний уровень усвоения программы – 41 ч.; выше среднего – 13 ч. - с теоретическими вопросами итоговой аттестации справилось 58 ч.; - с практическими заданиями – 58 ч. Туристско-краеведческая направленность представлена объединением «Тур.клуб». В итоговой аттестации приняло участие 13 человек, из них уровень выше среднего по итогам аттестации имеют 9 обучающихся, остальные – средний уровень. В объединениях художественно-эстетической направленности приняли участие 273 обучающихся. Из них: ниже среднего – 16 ч; средний уровень усвоения программы – 192 ч.; выше среднего – 65 ч. - с теоретическими вопросами итоговой аттестации справилось 259 ч.; - с практическими заданиями – 257 ч.