МАСТЕР - КЛАСС Ленинский район Составитель: Троянская О. И.
Что такое мастер-класс? (англ. master искусный специалист, мастер и class – курс обучения, класс) краткосрочный курс усовершенствования, урок высшего мастерства в балете, драматическом, оперном искусстве и др., проводимый выдающимися мастерами. Энциклопедический словарь
Мастер-класс Мастер-класс – это семинар, который проводит эксперт в определенной дисциплине, с целью обмена опытом разработки и реализации оригинального метода или авторской методики, с теми, кто хочет улучшить свои практические достижения.
Цель мастер-класса для педагогов является передача коллегам личного профессионального опыта, уникальной методикой, уникальных авторских разработок в сфере творческой и педагогической деятельности мастера, проводящего мастер-класс.
Задачи мастер-класса: Обобщение опыта работы педагога- мастера по определенной теме; Передача педагогом-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности; Совместная отработка поставленной в программе педагога-мастера проблемы;
Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса; Оказание помощи участникам мастер- класса в определении задач самореализации и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования; Совместная отработка методических подходов мастера и приемов решения поставленной в программе мастер- класса проблемы;
Основной принцип: Я знаю, как это делать, и научу вас!
Методика Методика проведения мастер- класса не имеет строгих и единых норм. В большинстве своем она основывается на интуиции ведущего специалиста и на восприимчивости слушателя.
Функции обучение конкретным навыкам, которые составляют основу опыта мастера, активизация познавательной деятельности участников, повышение уровня компетентности педагогов, совершенствование навыка моделирования своей профессиональной деятельности.
Условия Педагог-инноватор. Осмысленность своего профессионального опыта. Системная проработанность опыта. Выверенность до уровня технологии. Четкость представлений о полученном результате. Педагог должен иметь письменно оформленный опыт.
Принципы проведения Деятельностный подход Активизация мыслительной деятельности Использование наглядности Сочетание индивидуальных и групповых форм работы Наличие продуктивного результата Групповая мыследеятельность Наличие профессионального интереса Наличие опыта работы по теме Постижение через диалог
Требования к проведению мастер-класса Регламент мастер-класса может варьироваться от условий проведения. Этапы проведения: o Представление мастера (самопрезентация) o Проведение мастер-класса o Брифинг мастера (ответы на вопросы)
Алгоритм проведения мастер-класса 1). Изложение мастером основной педагогической идеи своего опыта. 2). Время реализации идеи. 3). Технология реализации педагогической идеи. 4). Демонстрация средств и пособий обучения. 5). Критерии оценки своей деятельности.
Алгоритм проведения мастер-класса 6). Результаты своего опыта по реализации идеи: предполагаемые или промежуточные, или итоговые. 7). Перспективы развития своего опыта. 8). Другое по усмотрению мастера.
Мастер-класс должен: Обладать логической завершенностью, быть результативным, содержать набор оптимальных средств решения целей и задач занятия; Демонстрировать личные интересы и особенности автора мастер-класса, его образованность, широту кругозора, интерес к перспективе развития образования, умение выйти за рамки своего предмета, подняться до философских обобщений; Показать социальную и гражданскую зрелость.
Критерии оценивания (самооценивания) 1. Педагогическое мастерство Степень готовности к распространению педагогического опыта. Методическая грамотность проведения занятия. Знание и навык применения ИКТ в учебно- воспитательном процессе (данный пункт необязателен, зависит от характера мастер- класса)
2. Аналитические способности Умение сочетать описательность и аналитичность своего опыта Профессиональная компетентность Методическая подготовленность. 3. Артистичность Способность к импровизации Степень воздействия на аудиторию 4. Общая культура Эрудиция Коммуникативная культура Стиль общения 5. Рефлексия.
Методы работы Наблюдение по заранее заданному плану. Элементы деловой игры (сюжетно-ролевая). Изучение результатов деятельности педагога и детей. Самостоятельное моделирование по методике мастера. Совместное моделирование. Дискуссия по итогам занятия.
Анализ положительных и отрицательных сторон +- Проводя мастер-класс, мастер никогда не стремится просто передать знания, он стремится задействовать участников в процессе, сделать их активными. Подготовка и проведение мастер-класса – это труд, результаты которого дадут о себе знать в полном объеме гораздо позже Овладение участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы.
+- Участники должны иметь адекватную готовность к действительно профессиональному теоретико-методическому обсуждению представляемого опыта. Спонтанное, педагогически непоследовательное, методически безграмотное погружение в изучаемый опыт займет много времени и не даст требуемого импульса для плодотворных дискуссий по существу вопроса. Мастер-классы похожи на курсы повышения квалификации для тех, кто уже состоялся как специалист, но хотел бы узнать больше.
Эффективная форма проведения мастер-классов позволяет педагогам представить систему работы с детьми по определенной теме, показывает, как применить на практике новую технологию или метод.
Главная идея функционирования мастер – класса – это РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
участника мастер-класса: Получи удовольствие! Позволь себе быть свободным! Доброжелательность к себе и другим. Постарайся быть внимательным. Избегай оценок и суждений. Говори только о собственных чувствах, ощущениях, настроениях. И ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!!! ПАМЯТКА
Результат модель какого-либо вида деятельности, которую разработал «учитель-ученик» под руководством «учителя – Мастера» с целью применения этой модели в практике своей деятельности.