Формирование универсальных учебных действий как необходимое условие реализации ФГОС
Повестка дня: 1. Ключевые отличия ФГОС общего образования от ГОС общего образования. 2. Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе: а) познавательных; б) регулятивных; в) коммуникативных; г) личностных. 3. Обмен впечатлениями о проведенных открытых уроках.
3 Вызовы: обостряющиеся проблемы и негативные тенденции Ухудшение качества педагогического корпуса двойной негативный отбор кадров крайне медленное обновление кадров Стагнация внешкольного образования в 2010 году бесплатные программы дополнительного образования осваивали всего 24% школьников. в 2010 году бесплатные программы дополнительного образования осваивали всего 24% школьников. Ухудшение качества педагогического корпуса двойной негативный отбор кадров крайне медленное обновление кадров Стагнация внешкольного образования в 2010 году бесплатные программы дополнительного образования осваивали всего 24% школьников. в 2010 году бесплатные программы дополнительного образования осваивали всего 24% школьников.
Региональная дифференциация По расходам на 1 учащегося в 2009 году регионы различались в 2,7 раз. Доля обучающихся в современных условиях колеблется от 88% (Тюменская область) до 2,6% (Дагестан)
5
6 Школа Базовые интеллектуальные навыки (чтение, письмо, счет) Базовые интеллектуальные навыки (чтение, письмо, счет) «картина мира» «картина мира» Подготовка к выбору профессии Подготовка к выбору профессии Школа Базовые интеллектуальные навыки (чтение, письмо, счет) Базовые интеллектуальные навыки (чтение, письмо, счет) «картина мира» «картина мира» Подготовка к выбору профессии Подготовка к выбору профессии Школа 2020 Умение работать с большими объектами информации Умение работать с большими объектами информации Коммуникативные компетенции Коммуникативные компетенции креативность креативность способность переобучаться способность переобучаться Школа 2020 Умение работать с большими объектами информации Умение работать с большими объектами информации Коммуникативные компетенции Коммуникативные компетенции креативность креативность способность переобучаться способность переобучаться Будущее: глобализация, гиперконкуренция, сверхбыстрая смена технологий, интернет, социальная самоорганизация
7 Переход на новые образовательные стандарты От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, к новым стандартам – требованиям о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов Результат образования – это не только знания, но и умение применять их в повседневной жизни.
Отличия ФГОС общего образования от ГОС общего образования Параметр для сравнения ФГОСГОС Нормативно закрепленное понятие стандарта (ст. 7 Закона Российской Федерации «Об образовании»)* Совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ (ООП) Совокупность трех компонентов (федерального, регионального (национально-регионального), образовательного учреждения), определяющая в первую очередь содержание ООП Структура стандарта- требования к структуре ООП; - требования к условиям реализации ООП; - требования к результатам освоения ООП - обязательный минимум содержания ООП; - максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; - требования к уровню подготовки выпускников** * До (для ГОС) и после (для ФГОС) принятия Федерального закона от 1 декабря 2007 г. 309-ФЗ **Данная структура соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта
Отличия ФГОС общего образования от ГОС общего образования Параметр для сравнения ФГОСГОС Структура соответствующего учебного плана - обязательная часть; - часть, формируемая участниками образовательного процесса - федеральный компонент; - региональный (национально- региональный) компонент; - компонент образовательного учреждения Внеурочная деятельность +- Устанавливаемые стандартом результаты - личностные; - метапредметные; - предметные - учащиеся должны знать; - учащиеся должны уметь; - учащиеся должны использовать в практической деятельности и повседневной жизни* *Данная структура соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта
Параметр для сравнения ФГОСГОС Основа стандартаСистемно-деятельностный подход Основные направления модернизации российского образования* Умение учитьсяФормирование и развитие универсальных учебных действий (для ступеней НОО и ООО соответственно) Формирование, совершенствование и расширение общеучебных умений, навыков и способов деятельности** Финансирование образовательного процесса Урочная и внеурочная деятельность (основная образовательная программа) Базисный учебный план Отличия ФГОС общего образования от ГОС общего образования * Определены Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 1756-р от 29 декабря 2001 г. **Относится к федеральному компоненту государственного образовательного стандарта
Деятельностный способ обучения предполагает личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются.
организовать условия, инициирующие детское действие Системно-деятельностный подход определяет основную педагогическую задачу - Чему учить?обновлениесодержания Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?Ценностиобразования формирование универсальных способов действий
это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса: личностные регулятивные познавательные коммуникативные
ВИДЫ УУД ФУНКЦИИ УУДСОДЕРЖАНИЕ УУД личностные обеспечивают ценностно- смысловую ориентацию учащихся, ориентацию в социальных и межличностных отношениях самоопределение (система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми), смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом), нравственно-этическая ориентация ( нормы поведения, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор).
ВИДЫ УУД ФУНКЦИИ УУДСОДЕРЖАНИЕ УУД регулятивные обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности 1.Умение учиться и способность к организации своей деятельности: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в УД. Умение действовать по плану и планировать свою деятельность. Преодоление импульсивности. Умение контролировать процесс и результаты УД. Умение адекватно воспринимать оценки и отметки. Умение различать объективную трудность и субъективную сложность задачи. Умение взаимодействовать в УД. 2.Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей.
ВИДЫ УУД ФУНКЦИИ УУДСОДЕРЖАНИЕ УУД познавательные обеспечивают успешность различных интеллектуальных операций Общеучебные действия: Поиск и выделение необходимой информации; Знаково-символическое моделирование; Умение структурировать знание; Умение осознанно строить речевое высказывание устно и письменно; Выбор наиболее эффективных способов решения задачи; Чтение; Самостоятельное создание алгоритмов деятельности. Логические действия: Анализ объектов с целью выделения признаков; Синтез; Выбор критериев для сравнения и классификации; Установление причинно-следственных связей; Построение логической цепи рассуждения; Доказательство; Выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: Формулирование проблемы; Самостоятельное создание способов решения проблем.
ВИДЫ УУД ФУНКЦИИ УУДСОДЕРЖАНИЕ УУД коммуникативные обеспечивают возможность взаимодействия с другими участниками образовательного процесса планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.