Профориентационная работа в школе: цели, задачи, результаты, проблемы… Руководитель школьного центра профориентации: Старцева Н. В.
ПРИКАЗОМ ДИРЕКТОРА от « 25» сентября 2011 г. О создании центра профориентационной работы в МАОУ СОШ 25 г. Перми В соответствии с приказом управления образования администрации муниципального образования город Пермь от года 36-у «О создании Центров профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях на территории муниципального образования город Пермь» в школе был создан и начал работу ЦЕНТР ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Начальная школа Кружок «Мир профессий» (1 классы) руководитель: Коротаева Ю. М. Агитбригада «Все работы хороши» (1-2 классы) руководители: Старцева Н. В. и Белугина Т. С. Ведущие: Учащиеся 8б класса Классные часы «В мире профессий» (4 классы) руководитель: Панькова Т. И. Ведущие: Учащиеся 8в класса Участие в краевом конкурсе по актуальным проблемам профессионального самоопределения «Выбор 2012» руководители: Коротаева Ю. М. (участница-1а класс: Олеся Шишкина-Короленко) и Старцева Н. В. (участница-4е класс: Назукина Арина) Экскурсии: на хлебозавод, кондитерскую фабрику, фабрику игрушек, фабрика по изготовлению стекла, кукурузную фабрику, завод газированной воды и т.п. организаторы: классные руководители начальной школы
Средняя школа (5-7 классы) Занятия с психологом «Введение в мир профессий» Психологические групповые консультации «Мои способности» конкурс-выставка «Юный мастер» организаторы: Белугина Т. С. И Старцева Н. В. Экскурсии: фабрика Гознак, кондитерская фабрика (кл. р-ль: Бакилина Л. М.), посещение музея УДТК ( кл. р-ль: Хатмуллина Я. А.) Акция-игра по ПДД (кл. р-ль: Зомарева И. Р.) Классный час «Самоуправление» (кл. р-ль: Хатмуллина Я. А.)
Предпрофиль (8-9 классы) Тематические встречи и занятия с психологом «Я и профессия» Психологические групповые и индивидуальные консультации «Готовность к профессиональному самоопределению», «Мои способности и склонности» Классные часы с психологом «Понятие и построение личного профессионального плана» (9 классы) Мониторинг интересов и склонностей и готовности к профессиональному самоопределению (8-9 классы) Экскурсии: на ПЗСП, музей Нефти «Лукойл», завод Печати, «К экспертам - в полицию», Уральское подворье, ОСОШ 1, ярмарка профессий, (кл. рук-ль: Панькова Т. И.), Медакадемия, Анатомический музей, Уральское подворье, ОСОШ 1, музей Нефти «Лукойл» (кл. р-ль: Завьялова Е. В.) Классные часы: «Учеба-это мое будущее», «Профессия-эксперт», «Мир профессий» (кл. рук-ль: Панькова Т. И.) Родительские собрания: «Роль родителей в профессиональном самоопределении учащихся» - общешкольное, «Определяемся с профессией» (8 «В» класс, кл. руководитель Панькова Т. И.)
Старшая школа (10-11 классы ) ПРОФЦЕНТР Месячник профориентации (2 четверть) Диагностика адаптации 10-классников к новым условиям обучения и мониторинг уровня готовности к профессиональному самоопределению. Психологические групповые и индивидуальные консультации «Готовность к профессиональному самоопределению», «Мои способности и склонности» - 10 классы Родительские собрания: «Психологические проблемы 10-классников и результаты диагностики готовности к профессиональному самоопределению учащихся» Классные часы «Проблемы выбора» (10-11 классы) Проведена диагностика готовности к профессиональному самоопределению 11-классников Групповые и индивидуальные консультации «Мои профессиональные намерения»-11 классы КЛАССНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ Классные часы: «Высшее образование в г. Перми» (10а – кл. рук-ль: Чернова Т. А. и 10б – кл. рук-ль: Платонова Н. В.), «Все профессии нужны, все профессии важны!», «Мой выбор» (11а - кл. рук-ль: Кравченко Н. В.), «Мое призвание» (11б кл. рук-ль: Беспалова Т. Л.) Родительские собрания: «Роль родителей в профессиональном самоопределении учащихся» - общешкольное, «Особенности профильного обучения» (10а), «Средние и высшие учебные заведения» (10б), «Быть или не быть? Кем быть?» (11а), «Помощь родителей в выборе жизненного пути» (11б) Экскурсии: Городская Дума (11а), Музей пермской нефти»(11б), Кондитер 8 (10а), ПМТА (10б)
Благодарим педагогов школы, принявших активное участие в подготовке старшеклассников и организации проведения самими ребятами мероприятий профориентационной направленности в школе: 1.Белугину Т. С. – за помощь в подготовке учащихся 8 Б класса Носова Никиты и Шибанова Алексея для проведения профориентационных занятий для параллели 1-2 классов «Все работы хороши…» -1А;1Б;1В; 1Г ; 2А классы; поддержку в проведении выставки-конкурса «Юный мастер» 2.Панькову Т. И. – за подготовку и проведение профориентационных занятий на параллели 3-4 классов «Моя профессия - мое будущее»- 3А; 4Б; 4В; 4Г; 4Е классы 3.Библиотекаря Бондюгину М.А. – за подготовку материалов книжной выставки и обновление стенда по профориентации старшеклассников 4. Завьялову Е. В. – за помощь в организации экскурсий в Уральское подворье и ОСОШ 1 5. Бакилину Л. М. – за организацию летнего трудового лагеря для подростков
Выводы: На сегодняшний день выявились следующие проблемы: у 7 выпускников 9 классов и 2 учащихся 8 –х классов не сформированы профессиональные интересы, хотя общее количество таких детей снизилось на 5% по сравнению с прошлым учебным годом. Информированность о мире профессий и учебных заведениях у несовершеннолетних снизилась на 2% по сравнению с прошлым годом, хотя укладывается в возрастные нормативы. Беседы и встречи с родителями трудных подростков выявили, что сами родители препятствуют определению детей в другие учебные заведения или поиску работы для несовершеннолетних. Показатели готовности к профсамоопределению старшеклассников по городу ниже средних значений, хотя превышают или около 50% (только показатель эмоциональной заинтересованности выше среднего балла по городу). Причинами на наш взгляд являются: недостаточная заинтересованность классных руководителей в работе по профориентации, формальный подход, использование устаревших форм работы (только классные часы и экскурсии, даже не во всех классах присутствуют и эти формы работы). Родителями движет желание снять с себя ответственность и продолжить «мораторий на детство» своим детям.
Подростки имеют приблизительное представление о профессии; Ограничен жизненный опыт; Неполные или нереалистичные представления о профессии; Смешивают понятия «профессия» и «должность». = ПОДДЕРЖКА ВЗРОСЛЫХ!!!
Для решения этих проблем предлагаем: 1. Продолжить профилактическую и просветительскую работу с педагогами о новых формах профориентации старшеклассников 2. Классным руководителям более активно привлекать самих учащихся к просветительской работе по профессиональному самоопределению, разнообразить формы работы с детьми всем специалистам школы. Например, организовывать конкурсы проектов, агитбригад, творческих работ, КВН и т.п. 3. Классным руководителям строго отслеживать и мотивировать занятость детей в доп.образовании. 4. Классным руководителям продолжать активную работу по пропаганде деятельности профцентра школы, экскурсии на производство, встречи со специалистами разных профессий и представителями службы занятости. 5. Продолжить работу с родителями всеми специалистами школы по устройству несовершеннолетних в различные учебные заведения и трудоустройству.
Родители должны тоже четко осознавать: Семья – пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. Родитель – советчик, эксперт, старший авторитетный товарищ. Работа – значимая часть жизни, средство самореализации и самовыражения. Чем раньше ребенок это начнет осознавать, тем меньше проблем будет и в учебе и в поведении, а в будущем- меньше жизненных разочарований!