Вопросы организации внутреннего государственного финансового контроля, внутреннего контроля и аудита декабрь 2012.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Финансовый контроль и меры ответственности за нарушения бюджетного законодательства.
Advertisements

О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях в части государственного (муниципального) финансового контроля.
Новации бюджетного законодательства и задачи Росфиннадзора России 21 февраля 2013.
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГЛАВНЫМ КОНТРОЛЬНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ ГОРОДА МОСКВЫ КОНТРОЛЯ В ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ Март 2014.
ЗАСЕДАНИЕ КОЛЛЕГИИ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ, 27 НОЯБРЯ 2013 ГОДА.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела нормативно-методической.
Виды государственного (муниципального) финансового контроля Органы государственного (муниципального) финансового контроля на уровне субъекта Российской.
Глава 28 1 Бюджетный кодекс Российской Федерации Общие положения о бюджетных правонарушениях и применения бюджетных мер принуждения.
«Ревизор-КС»: Финансовый контроль. Предпосылки Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года :
Тема: Бюджетирование ориентированное на результат (БОР) 1.Нововведения в бюджетный кодекс РФ. Введение новых статей в БК: Статья 158. Бюджетные полномочия.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела административного и технологического.
НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОИЗВОДСТВА И АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ КРУ МИНФИНА РБ Х.Х.Никонова Привлечение к административной ответственности за нарушения.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 2013 год О реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, с учетом изменений в соответствии с.
Осуществление внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Принципы бюджетной системы Лекция 2. 1 Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования.
Минфин России Актуальные вопросы реализации Федерального закона 252-ФЗ Станислав Сергеевич БЫЧКОВ Заместитель директора Департамента бюджетной методологии.
Механизмы взаимодействия органов внешнего и внутреннего муниципального финансового контроля в муниципальном образовании «Город Томск» Докладчик: заместитель.
Федеральный закон от ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Осуществление внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в Московской области апрель 2014 Главное контрольное управление Московской.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Лекция.
Транксрипт:

Вопросы организации внутреннего государственного финансового контроля, внутреннего контроля и аудита декабрь 2012

Задачи совершенствования госфинконтроля Сфера государственного (муниципального) финансового контроля Понятие госфинконтроля Полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля Бюджетные полномочия по контролю законодательных (представительных) органов и главных администраторов бюджетных средств Новое определение принципа эффективности использования бюджетных средств Методы финансового контроля Повышение эффективности финконтроля в муниципалитетах Ответственность за нарушения бюджетного законодательства 2

Налоговый, валютный, таможенный, «банковский» и др. виды финансового контроля Налоговый кодекс РФ Таможенный кодекс РФ ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» ФЗ «О банках и банковской деятельности» и другие федеральные законы Государственный (муниципальный) финансовый контроль = Контрольно- ревизионная деятельность в сфере бюджетных правоотношений Предлагается Федеральный закон о внесении изменений в Бюджетный кодекс и КоАП РФ в части госфинконтроля Действующее законодательство Сфера правового регулирования финансового контроля (1) 3 Бюджетный контроль: Парламентский Президентский Правительственный Аудиты счетных палат Внутренний финансовый контроль и аудит

Бюджетные правоотношения Главные администраторы бюджетных средств (распорядители, получатели, администраторы доходов бюджета, администраторы источников финансирования дефицита бюджета) Участники бюджетного процесса Государственные внебюджетные фонды Финансовые органы в части межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов Объекты контроля Договор о предоставлении средств из бюджета Контроль как обязательное условие договора (требование БК РФ) Без договора Гражданские правоотношения Унитарные предприятия Индивидуальные предприниматели, физ.лица - производители товаров, работ и услуг Госкорпорации (госкомпании) Хозяйствующие субъекты Хозяйственные товарищества и общества с участием ППО в уставных капиталах Получатели средств из бюджета Объекты контроля Кредитные организации Фонды, общественные и религиозные организации, частные учреждения, кооперативы Автономные учреждения Бюджетные учреждения Хозяйственные товарищества и общества без участия ППО в уставных капиталах Сфера правового регулирования финансового контроля (2) 4

Понятие госфинконтроля проведение контрольно-ревизионных мероприятий установление законности исполнения участниками бюджетного процесса своих бюджетных полномочий выявление бюджетных правонарушений применение административной ответственности применение бюджетных мер принуждения Органы госфинконтроля: Счетная палата и контрольно-счетные органы в регионах и муниципальных образованиях Росфиннадзор и контрольно-ревизионные органы в регионах Внутренний Внешний 5

Росфиннадзор и органы финансового контроля субъектов РФ (местной администрации) 6 Полномочия по госфинконтролю (БК РФ + ФКС+ ст.32 7-ФЗ? ): за соблюдением бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов в сфере бюджетных правоотношений; за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ и заданий за соблюдением требований к обоснованию закупок при формировании планов закупок; за нормированием в сфере закупок при планировании закупок; за определением и обоснованием начальной (максимальной) цены контракта при формировании планов-графиков; применением заказчиком мер ответственности в случае нарушения условий контракта; соответствием принятых товаров, выполненных работ (их результатов) и оказанных услуг условиям контракта; своевременностью, полнотой и достоверностью отражения в учете принятых товаров, работ, услуг; соответствием использования принятых по контракту результатов обоснованию закупки Уточнены Полномочия по проверке Эффективности (экономности) использования бюджетных средств

Методы финансового контроля Проверка – совершение контрольных действий по изучению законности финансовых и хозяйственных операций; Ревизия – комплексная проверка объекта контроля; Обследование – анализ и оценка определенной сферы деятельности, в том числе отражения показателей госпрограмм и госзаданий в отчетности; Санкционирование операций – финансовая проверка соблюдения бюджетного законодательства Федеральным казначейством; Последствия при выявлении нарушений в ходе проверок, ревизий, обследований: представление с обязательным для исполнения требованием о принятии мер по устранению нарушений или предписание, содержащее, кроме того, требования о возмещении причиненного ущерба, применение мер ответственности и (или) бюджетных мер принуждения 7

Ответственность за нарушения бюджетного законодательства Действующая редакция БК РФПредлагаемая редакция в БК РФ « Нарушение бюджетного законодательства » - соблюдение только Бюджетного кодекса « Бюджетное правонарушение » - соблюдение всех актов бюджетного законодательства и иных НПА, регулирующих бюджетные правоотношения Виды бюджетных правонарушений или основания для привлечения к ответственности виновного лица В Бюджетном кодексе - 18 видов правонарушений В Кодексе об административных правонарушениях - 3 вида правонарушений В Бюджетном кодексе - 5 видов правонарушений в дополнение к штрафам В Кодексе об административных правонарушениях - 18 видов правонарушений Перечень мер принуждения ОткрытыйЗакрытый и исчерпывающий Блокировка расходов получателей бюджетных средств, Бесспорное взыскание средств при нарушении бюджетного законодательства Отказ от блокировки расходов, бесспорного взыскания средств с ПБС Бесспорное взыскание межбюджетных субсидий и бюджетных кредитов Приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (кроме субвенций) 8

Бюджетные правонарушения и ответственность за них (1) Бюджетные правонарушения Меры административной ответственности (КоАП) Бюджетные меры Принуждения (БК) Нецелевое использование бюджетных средств – направление средств бюджетов на цели, несоответствующим Закону о бюджете, бюджетной росписи и смете Для долж. лиц – штраф т.руб. или дисквалификация (1-3 лет); Для юр.лиц – штраф 5%-25% от суммы бюджетных средств а) передача части полномочий ГРБС, ПБС; б) бесспорное взыскание средств (только для финорганов) в) приостановление м/б трансфертов Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита – нарушение срока возврата бюджетных средст Для долж. лиц – штраф т.руб. Для юр.лиц – штраф 5%-25% от суммы бюджетных средств а) бесспорное взыскание (только для финорганов) б) приостановление м/б трансфертов Неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом - нарушение срока возврата бюджетных средств Для долж. лиц – штраф т.руб. Для юр.лиц – штраф 5%-25% от суммы бюджетных средств а) бесспорное взыскание (только для финорганов) б) приостановление м/б трансфертов Нарушение условий предоставления бюджетного кредита – нарушение порядка предоставления Для долж. лиц – штраф т.руб. или дисквалификация (6 мес.-1 год) Для юр.лиц – штраф 2 – 12 % от суммы бюджетных средств а) бесспорное взыскание (только для финорганов) б) приостановление м/б трансфертов Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов Нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций Для долж. лиц – штраф т.руб. или дисквалификация (6 мес. -1 год); Для юр.лиц – штраф 2%-12% от суммы бюджетных средств Нарушение условий предоставления субсидии

Бюджетные правонарушения Меры административной ответственности (КоАП) Бюджетные меры принуждения (БК) Нарушение порядка представления бюджетной отчетности – несвоевременное представление и представление недостоверной информации Для долж. лиц – штраф т.руб Нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет Нарушение запрета на предоставление бюджетных кредитов и субсидийДля долж. лиц – штраф т.руб Несоответствие бюджетной росписи сводной бюджетной росписи Нарушение запрета на размещение бюджетных средств Для долж. лиц – штраф т.руб. Дисквалификация – 6 мес.- 1 год ---- Нарушение сроков обслуживания и погашения государственного (муниципального) долга Несвоевременное доведение БА и ЛБО до распорядителей, получателей бюджетных средств Для долж. лиц – штраф т.руб. Нарушение порядка принятия бюджетных обязательств Нарушение срока направления ГРБС информации о результатах рассмотрения дела в суде Для долж. лиц – штраф т.руб Нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания Бюджетные правонарушения и ответственность за них (2) 10

Законодательное закрепление полномочий: Совершенствование функции Росфиннадзора по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере КатегорииПолномочия с учетом комплексных изменений законодательства РФ Бюджетные полномочия Полномочия по внутреннему государственному финансовому контролю; Анализ внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита ГРБС; Анализ исполнения бюджетных полномочий органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (региональных и муниципальных КРУ) Проверка отчетов об исполнении дотационных бюджетов субъектов РФ Полномочия по контролю в сфере закупок Контроль за соблюдением требований к обоснованию закупок, нормированием в сфере закупок при их планировании, определением начальной цены контракта; Контроль за применением заказчиком мер ответственности в случае нарушения условий контракта, соответствием принятых результатов условиям контракта; Контроль за соответствием использования принятых по контракту товаров, работ, услуг обоснованию соответствующей закупки Полномочия по контролю в сфере управления имуществом Контроль за использованием материальных ценностей, находящихся в оперативном управлении федеральных органов государственной власти, федеральных государственных учреждений 11

Задачи по реализации полномочий Росфиннадзора внедрение риск-ориентированного планирования контрольных мероприятий: определение приоритетов в установлении предметов (направлений) и объектов контроля на основе количественных критериев; создание централизованной подсистемы по финансовому контролю в рамках информационной системы «Электронный бюджет» - оперативный интерактивный доступ к информации о планировании и результатах контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере, данных ФК; утверждение Минфином России единых методик (стандартов) по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю; разработка и реализация программ по подготовке и переподготовке специалистов в сфере внутреннего государственного и муниципального финансового контроля принятие программы материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников Росфиннадзора 12

13 Формирование НПА РФ о Росфиннадзоре Внесение изменений в Положение 278: закрепление полномочий по внутреннему ГФК и иных полномочий Порядок осуществления Росфиннадзором полномочий по ГФК (постановление Правительства) Административный регламент 75н Методические рекомендации по внутреннему ГФК Положение о Росфиннадзоре 278 Изменения в Административный регламент 75н Порядок осуществления Росфиннадзором иных полномочий (приказы МФ РФ и ФСФБН)

Перечень предметов и объектов контроля в разрезе полномочий по внутреннему госфинконтролю (не только в сфере бюджетных правоотношений) Установление количественных критериев риск-ориентированного планирования, формы плана Общие требования к процедурам проверок (ревизий), обследований: предельные сроки проверки (ревизии), форма документов (акты, предписания, представления, отчеты) Внутренний контроль качества контрольно-ревизионной деятельности Критерии по квалификации нарушений в финансово-бюджетной сфере 14 Порядок осуществления полномочий по внутреннему госфинконтролю

15 Организация ведомственного (внутреннего) контроля (аудита) в федеральных органах государственной власти (текущее состояние) По состоянию на насчитывается 112 федеральных органов государственной власти и особо значимых бюджетных учреждений. Федеральные органы государственной власти имеют территориальные органы и учреждения в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Фактическая/Штатная численность человек в федеральных органах государственной власти с учетом территориальных органов составляет 478/536 тыс. человек. Фактическая численность сотрудников подразделений и должностей специалистов, исполняющих функции внутреннего контроля, в центральных аппаратах главных администраторов средств федерального бюджета составляет от 1 до 67 штатных единиц. Укомплектованность подразделений внутреннего контроля составляет от 20 % до 74,4 %. Ведомственный финансовый контроль

16 П равовые предпосылки формирования новой системы внутреннего контроля и аудита 1.Ст. 158 БК РФ: ГРБС обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему БА и ЛБО; 2.Ст БК РФ определяет возможность создания подразделений внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля) в целях: разработки и контроля за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета; подготовки и организации осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств;

17

18 Внутренние стандарты ведомственного финансового контроля Общие требования об обеспечении деятельности по осуществлению внутреннего финансового контроля утверждены приказом Минфина России от 25 декабря 2008 г. N 146н (планирование, исполнение, документирование, отчетность, внутренний контроль качества). По состоянию на 1 января 2012 года в 37 главных администраторах средств федерального бюджета отсутствовали утвержденные внутренние стандарты. 52 главных администраторов средств федерального бюджета отсутствовали правовые акты о порядке ведения мониторинга результатов деятельности (результативности бюджетных расходов, качества предоставляемых услуг). Планирование контрольной деятельности осуществляется в 73,3 % общего количества главных администраторов средств федерального бюджета

19 Объекты ведомственного (внутреннего) финансового контроля Статья 269 БК РФ - подведомственные распорядители и получатели бюджетных средств; - получатели субсидий и субвенций в части условий и целей их предоставления; -подведомственные государственные (муниципальные) унитарные предприятия; В каком порядке проверять бюджетные и автономные учреждения?

20 Структура выявленных нарушений подразделениями внутреннего финансового контроля

Внутренний контроль (Общий подход) Непрерывный процесс управления рисками несоблюдения внутренних процедур, направленных на достижение целей, задач органа государственной власти (учреждения) и показателей госпрограмм, осуществляемый должностными лицами всех структурных уровней Операционный контроль Финансовый контроль Управленческий контроль 21

Внутренний аудит (Общий подход) Выражение мнения о надежности внутреннего контроля за соблюдением правомерного (надлежащего) исполнения установленных процессов, процедур и операций, достоверности и полноты их отражения в отчетности, эффективности и результативности деятельности государственного (муниципального) органа, учреждения Цель Методы Результаты Оценка средств внутреннего контроля, аудиторская проверка (анкетирование, опросы), оценка эффективности и результативности: подлежат планированию на основе оценки рисков в отношении отчетного периода Гарантии надежности внутреннего контроля, Рекомендации по улучшению (развитию) средств внутреннего контроля, принятию мер, направленных на устранение условий и причин выявленных или возможных нарушений, ошибок (недочетов), Консультации по вопросам повышения эффективности и результативности деятельности государственного (муниципального) органа, учреждения 22

Внутренний финансовый контроль и аудит (законопроект по ГФК) Внутренний финансовый контроль Контроль за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по доходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета Контроль за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета Контроль направлен на: o соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам ; o осуществление мер по повышению результативности и эффективности использования бюджетных средств ГАИФ ГРБС ГАД Внутренний финансовый аудит ГРБСГАД ГАИФ Аудит в целях: o выражения мнения о надежности внутреннего финансового контроля ; o подтверждения достоверности бюджетной отчетности ; o подготовки предложений по повышению результативности и эффективности использования бюджетных средств. С правом обособления функций в отдельных структурных подразделениях 23 Порядок осуществления устанавливается Правительством РФ, высшим исполнительным органом власти субъекта РФ, местной администрацией 23

Задачи внутреннего финансового контроля Организация в ведомстве внутренней системы контроля, обеспечивающей: обоснованность формирования и представления документов, необходимых для проекта бюджета и проектов госпрограмм (подпрограмм) законность формирования и своевременности представления документов для исполнения бюджета, точность прогнозов, равномерность текущих расходов законность определения получателей средств и объема выплат, ведения расчетов с подотчетными лицами, расчетов по платежам в бюджеты законность проведения закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд; полноту и достоверность бюджетной отчетности (правильного ведения бюджетного учета) сохранность и эффективность использования имущества, находящегося в оперативном управлении 24

25 Методы внутреннего финансового контроля Оценка рисков - идентификация, составление реестра рисков, расчет рисков и формирование предложений по их уменьшению (изменению регламентации основных процессов, кадровой политики, IT процедур) до совершения операций ; Контроль по уровню подчиненности – оперативный контроль за соблюдением установленных требований подчиненными подразделениями, сотрудниками, достижением ими ключевых показателей эффективности; Мониторинг – регулярный сбор и анализ информации о результатах деятельности объектов контроля; Камеральная проверка – документальная проверка на предмет соответствия нормативным требованиям (например, камеральные проверки бюджетной отчетности подведомственных ПБС) c направлением указаний по исправлению ошибок и недочетов в процессе выполнения внутренних процедур; Служебное расследование – установление фактов нарушений по поручению руководства с образованием в этих целях временных комиссий (групп) по рассмотрению дела о нарушении Нет обязанности по созданию специальных подразделений контроля 25

26 Внутренний финансовый аудит В настоящее времяПредлагается Характеристики Ведомственный финансовый контроль (приказ 146н) Внутренний финансовый аудит (Постановление) НезависимостьНе обязательна Обязательная функциональная независимость Область применения Подведомственные РБС и ПБС в части использования бюджетных средств, ведения учета и отчетности Все финансово-хозяйственные процедуры в системе главного администратора бюджетных средств (включая бюджетное планирование, закупки, администрирование доходов бюджета) Планирование контроля (аудита) Предусмотрено на основе общих нечетких критериев Планирование на основе оценки рисков предварительные встречи, анкетирование должностных лиц объектов аудита Документирование и отчетность Результаты проверки оформляются актом; Годовая отчетность Результаты проверки оформляются актом; Обязательная годовая отчетность о результатах деятельности Результаты Представления (предписания), уведомления руководства о нарушениях - определение условий и причин нарушений не обязательно Рекомендации по совершенствованию внутренних процедур и контроля за ними

Этапы развития внутреннего контроля и аудита Начальный этап развития: Внедрение внутреннего финансового контроля и аудита в органах государственной власти (изменения в БК РФ, постановления, методики) Второй этап: реализация программ обучения и непрерывного повышения квалификации в области внутреннего финансового контроля и аудита, функционирование полноценного внутреннего финансового аудита во всех ГРБС Третий этап: формирование НПА по внутреннему контролю и аудиту в органах государственной власти, создание эффективной системы обучения и тренингов для внутренних аудиторов; Четвертый этап: внедрение систем внутреннего контроля и аудита на муниципальном уровне, в государственных (муниципальных) учреждениях 27

Эволюция ведомственного финансового контроля 28 Ведомственный финансовый контроль ГРБС (статья 269 БК РФ в действующей редакции) Внутренний (финансовый) аудит Финансовый аудит бюджетных и автономных учреждений? Мониторинг деятельности бюджетных и автономных учреждений ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ: Ст Бюджетного кодекса в редакции законопроекта, ст. 6 Федерального закона 83-ФЗ