ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ. ПУТИ РЕШЕНИЯ.
«КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» - это качество результатов образовательного процесса, и качество реализации образовательного процесса, и качество условий его протекания. «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» - это качество результатов образовательного процесса, и качество реализации образовательного процесса, и качество условий его протекания.
КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ: Глубина – соответствие изученным теоретическим обобщениям; Глубина – соответствие изученным теоретическим обобщениям; Осознанность – соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию; Осознанность – соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию; Полнота – соответствие объему программы и информации учебника. Полнота – соответствие объему программы и информации учебника.
Для математического выражения качества знаний мы используем две формулы: Число обучающихся получивших «4» и «5» Число обучающихся получивших «4» и «5» % качества = *100% % качества = *100% Общее число обучающихся Общее число обучающихся n5 *100+ n n336 + n2 16 n5 *100+ n n336 + n2 16 СОУ = n (общее число обучающихся)
При этом если СОУ (степень обученности обучающихся) СОУ 64% -отличное качество знаний СОУ 64% -отличное качество знаний СОУ 54% - хорошее качество знаний СОУ 54% - хорошее качество знаний СОУ 36% - удовлетворительное СОУ 36% - удовлетворительное СОУ 20% - неудовлетворительное. СОУ 20% - неудовлетворительное.
Причины, влияющие на снижение качества знаний, могут быть разделены на две группы: 1 группа 1 группа Внутренние по отношению к обучающимся. -недостатки биологического развития: дефекты органов чувств; особенности нервной деятельности; психопатологические отклонения. -недостатки биологического развития: дефекты органов чувств; особенности нервной деятельности; психопатологические отклонения. -недостатки психического развития личности: слабое развитие интеллекта, слабое развитие эмоциональной сферы личности, отсутствие мотивации к обучению. -недостатки психического развития личности: слабое развитие интеллекта, слабое развитие эмоциональной сферы личности, отсутствие мотивации к обучению. - недостатки воспитания личности: недостатки в развитии моральных качеств, сложные отношения с учителями, сверстниками и др. - недостатки воспитания личности: недостатки в развитии моральных качеств, сложные отношения с учителями, сверстниками и др.
2 группа 2 группа Внешние причины снижения качества знаний. - пробелы в знаниях и умениях - пробелы в знаниях и умениях -недостатки процесса обучения, (отсутствие наглядных пособий, реактивов, лабораторного оборудования и т.д.) -недостатки процесса обучения, (отсутствие наглядных пособий, реактивов, лабораторного оборудования и т.д.) -недостатки влияния общества в целом и его социальных потребностей. -недостатки влияния общества в целом и его социальных потребностей.
Сравнительный анализ качества знаний обучающихся МБОУ СОШ 137 Классы % качества обучения уч.г уч.г уч.г. 1-е Не аттестовываются 2-е 57 64,7 76,7 3-е 67, ,8 4-е 72,3 76,1 61,4 1-4 классы 6669,769,57 5-е 55,7 6662,2 6-е 48,2 54,455,9 7-е 42,1 40,742,7 8-е 33,3 39,640,3 9-е 42,6 37,341,5 5-9 классы 44,548,349,37 10-е4836,857,1 11-е 5942, классы 4848,748,2 Итого:56,256,256,4
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ: - слабый контроль за посещаемостью и со стороны родителей, и со стороны школы; -пропуски занятий, как по болезни, так и без уважительных причин; - отсутствие единства требований к ответу обучащихся со стороны учительского состава; - слабое владение знаниями особенностей возрастной психологии ребёнка; - отсутствие мотивации к учению у ребят и слишком большая опека их со стороны учителей; - невидение учениками перспективы для приложения своих знаний; - преобладание пассивных форм (фронтальная, коллективная) обучения ребят над активными (групповая, проектная, системно- деятельностная, лабораторная работа на предметах гуманитарного цикла, дискуссия, интерактивное и интегрированное обучение…); - потеря связи с родительской общественностью. - слабый контроль за посещаемостью и со стороны родителей, и со стороны школы; -пропуски занятий, как по болезни, так и без уважительных причин; - отсутствие единства требований к ответу обучащихся со стороны учительского состава; - слабое владение знаниями особенностей возрастной психологии ребёнка; - отсутствие мотивации к учению у ребят и слишком большая опека их со стороны учителей; - невидение учениками перспективы для приложения своих знаний; - преобладание пассивных форм (фронтальная, коллективная) обучения ребят над активными (групповая, проектная, системно- деятельностная, лабораторная работа на предметах гуманитарного цикла, дискуссия, интерактивное и интегрированное обучение…); - потеря связи с родительской общественностью.
Среднее звено школы – это подростковая школа. Причины снижения успеваемости в подростковом возрасте: - неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности; - большой объем программного материала; - отвлекающие факторы полнокровной детской жизни.
Факторы, влияющие на развитие личности: Генетические факторы; Генетические факторы; Социально-экономические факторы; Социально-экономические факторы; Личностно-деятельностные факторы; Личностно-деятельностные факторы; Результаты, которые характеризуют все виды зрелости растущего человека на каждой ступени обучения: обученность, мотивация, творческие способности, здоровье, духовно- нравственное развитие (потенциал личности). Результаты, которые характеризуют все виды зрелости растущего человека на каждой ступени обучения: обученность, мотивация, творческие способности, здоровье, духовно- нравственное развитие (потенциал личности).
Общие показатели успешного обучения: Качество успеваемости – качество знаний, умений, навыков. Качество успеваемости – качество знаний, умений, навыков. Интерес к обучению, мотив ответственности, высокая мотивация достижения успеха, социально- нравственные ориентации. Интерес к обучению, мотив ответственности, высокая мотивация достижения успеха, социально- нравственные ориентации. Бесстрессовое обучение, особенно в кризисные периоды развития. Бесстрессовое обучение, особенно в кризисные периоды развития. Стабильность здоровья обучающихся. Стабильность здоровья обучающихся. Удовлетворённость учителя своей работой. Удовлетворённость учителя своей работой.
Образовательные технологии, применяемые на уроках: Проблемное обучение. Проблемное обучение. Разноуровневое обучение. Разноуровневое обучение. Развитие исследовательских навыков Развитие исследовательских навыков Проектные методы обучения Проектные методы обучения Технология модульного и блочно- модульного обучения. Технология модульного и блочно- модульного обучения. Технология игрового обучения: ролевых, деловых и других видов обучающих игр. Технология игрового обучения: ролевых, деловых и других видов обучающих игр. Информационно-коммуникацион-ные технологии. Информационно-коммуникацион-ные технологии. Здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие технологии.
Задача школы – создание оптимальной образовательной среды, мотивирующей обучающегося на учебную деятельность и активизирующей труд учителя. Задача школы – создание оптимальной образовательной среды, мотивирующей обучающегося на учебную деятельность и активизирующей труд учителя.
ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ В РАБОТЕ! В РАБОТЕ!