Формирование культуры безопасности жизнедеятельности на уроках ОБЖ
Воспитание культуры безопасности у подрастающего поколения - одна из актуальных задач современного образования, общества.
Культура безопасности жизнедеятельности – это совокупность мировоззренческих взглядов и убеждений, личностных качеств и профессиональных знаний, умений и навыков человека, касающихся обеспечения безопасности жизнедеятельности, и активная деятельность по снижению уровня опасностей, рисков и угроз.
Мировоззренческая основа, система ценностей в области безопасности жизнедеятельности; Традиции, устойчивые правила поведения членов общества; Духовные, интеллектуальные и материальные результаты деятельности людей в сфере безопасности.
Воспитание, обучение и подготовка школьников к активной общественной и личной деятельности в условиях экстремальных ситуаций.
Отдельные люди(дети, подростки, взрослые); Коллективы людей(учреждения, предприятия); Социальные группы(пенсионеры, инвалиды); Общество (население страны). Главным объектом воспитания КБЖ является личность.
Воспитание готовности к опасным ситуациям; Формирование мотивации к успеху в чрезвычайных ситуациях; Наличие системы знаний о поведении и деятельности в экстремальных условиях; Практического опыта преодоления опасных ситуаций.
Формирование интересов учащихся к предмету, культуре личной и общественной безопасной жизнедеятельности; Установление доверительного делового контакта с родителями с целью объединения усилий для обучения и воспитания детей.
Обучение должно приобретать деятельностный характер и носить практическую направленность; Необходим переход с учебно-дисциплинарного на личностно-ориентированное обучение; Сделать содержание учебного материала интересным для обучаемых; подходить творчески к преподаванию ОБЖ.
Создание в процессе воспитания основных типов трудных и опасных ситуаций посредством: уроков-игр, практикумов, где учащиеся, разбившись на группы выполняют ситуационные задания, похожие на те или иные чрезвычайные и экстремальные ситуации; Применение игр, бесед, рисования, выпуск листовок, буклетов, составление памяток. В перспективе можно и нужно планировать введение паспортов безопасности как к средство формирования культуры безопасности через интерес и состязательность; организация научно-исследовательской деятельности.
« Культурный человек – это такой человек, у которого знание этических принципов, моральных норм общества превратилось во внутреннее убеждение, вылилось в нравственное чувство. Он поступает так не потому, что так надо, а потому, что не может иначе» (И.В. Дубровина)