Педагогическое проектирование урока Е.В.Троценко, Педагогическое проектирование урока Е.В.Троценко,
« Педагогическое проектирование урока есть деятельность по предварительной разработке системы взаимодействия преподавателя и слушателей, направленное на освоение (овладение) учебным материалом в соответствии с поставленной целью».
Этапы педагогического проектирования урока 1.Этап моделирования 1.Этап моделирования 2. Этап проектирования 3. Этап конструирования
Моделирование урока «Моделирование урока – это процесс определения его основных параметров». «Модель урока – это и есть общее представление преподавателя об уроке, которое он хотел бы воплотить в практике». Этапы моделирования: 1. выбор концепции или технологической идеи; 2. постановка цели урока; 3. определение вида и типа урока. ( Данный этап проектирования урока, как правило, мыслительный и устный).
Проектирование урока ( Понятие «проектирование» здесь используется в более узком смысле, чем употребляемое для всего процесса разработки урока). «Этот этап состоит в разработке регулятивов, с помощью которых будет достигаться поставленная цель». (В педагогике регулятивы часто называются обобщённо способами). «На этом этапе урока осуществляется подбор материала, который на следующем этапе будет превращаться в технологию».
Проектирование урока Регулятивы – компоненты педагогического процесса: Цель урока уточняется и разбивается на задачи. Принципы «переводятся» в правила своей реализации. Содержание формируется как учебный материал со своим объёмом и формами предъявления слушателям. Отбор методов на основании цели, уровня развития детей, готовности учителя ими воспользоваться и идеи, которая заложена в модели урока. Отбор средств обучения. Выбор форм учебной деятельности.
Конструирование урока Конечный этап проектирования Цель этапа – «создание технологии обучения как процесса освоения ими учебного материала». «Технология урока – та последовательность действий преподавателя и обучающихся, благодаря которой достигается цель урока». Формы конструирования: конспект урока; сценарий урока; план-тезис; схема; методическая разработка.
Формы конструирования: План урока – «это краткое, пунктирное обозначение основных элементов методической структуры урока, системный перечень действий преподавателя и обучающегося». Конспект урока – «это тоже план, но снабжённый конкретными вопросами к обучающимся, иногда конспективным изложением содержания, определениями, схемами и указанием методов, приёмов и средств, используемых при работе с ним. В конспекте урока в свёрнутом виде представлено всё содержание урока и все методы».
Формы конструирования: Сценарий урока – «форма описания разыгрывания темы с элементами импровизации, игры, сложного взаимодействия участников педагогического процесса между собой». «Сценарии уроков как формы текстового проектирования представляют собой ролевое распределение содержания, выделение действий и специально создаваемых ситуаций».
Формы конструирования: Методическая разработка урока – «это не только его конспект или сценарий, но и описание процесса их подготовки и источников информации, раскрытие оснований при постановке целей и задач, выборе методов и средств. В методическую разработку включаются также методы контроля и ожидаемые результаты. Методическая разработка представляет собой полный набор действий прпеодавателя по урокоформированию, раскрывающих саму технологию проектирования урока».
Что нового вносит проектирование в работу преподавателя, если он многое из перечисленного делал каждый день? «Проектировочный (проективный) подход упорядочивает разрозненные действия, приводит их в систему, показывает зависимость друг от друга и, что очень важно, показывает назначение всей работы по подготовке урока как процесса перевода теории в практику. Проектирование придаёт осмысленность рутинному труду».