АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Изучение результата и эффективности воспитательного процесса выполняет: -аналитическую, -контрольно-корректирующую - прогностическую функции
Чтобы анализировать воспитательную работу в школе, необходимо: – проверять планы классных руководителей; – проверять качество проведенных классных часов путем их посещения; – проводить совещания с классными руководителями и учителями-предметниками регулярно; – проводить тематические педсоветы и родительские собрания; – контролировать деятельность студий и секций дополнительного образования
Итоговый анализ воспитательной работы за учебный год Вычленяются основные блоки воспитательной работы, которые отражают задачи, приоритетные направления воспитательной работы. Итоговый анализ д аёт возможность: - раскрыть дополнительные ресурсы воспитания, - применить новые методики, - определить необходимые средства
Схематический анализ воспитательной работы можно представить следующим образом:
При анализе воспитательного процесса важно: – не сравнивать класс с классом, педагога с педагогом, ребенка с иным ребёнком; – рассматривать воспитательный процесс в его динамике, чтобы сравнить: это было, это есть; – учитывать влияние социокультурной среды на формирование у подростков ценностных культурных ориентиров; – обсудить на педагогическом совете полученные результаты, исходя из них, провести коррекцию сложившейся воспитательной работы и с учетом полученных выводов спланировать дальнейшую работу по воспитанию учащихся.
Схема анализа воспитательной работы образовательного учреждения 1. Какие цели и задачи решались? 2. Каков реальный результат: обученность, воспитанность, динамика социально-культурного развития? 3. Расхождение целей и реального результата. Тенденции. 4. Причины положительных и отрицательных тенденций и расхождение целей с реальным результатом: что планировалось, что выполнено, что не выполнено, почему? 5. Новые задачи и система мер по их решению. Система мер – это план работы школы на новый учебный год.
Критерии успешности организации воспитательной работы в школе 1. Включенность в воспитательный процесс всего педагогического коллектива школы. 2. Включенность родителей в воспитательный процесс. 3. Создание воспитывающей среды и положительного психолого-педагогического климата. 4. Демократический характер планирования (участие в планировании тех, кто планирует, и тех, для кого планируют). 5. Наличие сложившейся системы стимулирования участников воспитательного процесса. 6. Охват учащихся таким содержанием деятельности, которое соответствует их интересам и потребностям. 7. Наличие естественной связи: воспитание на уроке, воспитание вне урока, воспитание вне школы. 8. Удовлетворенность уровнем и характером профессионального повышения квалификации и организации воспитательного процесса его участниками. 9. Наличие детского самоуправления, соответствующего различным направлениям детской самодеятельности. 10. Удовлетворенность учащихся и родителей воспитательным процессом и наличие положительных результатов воспитания. 11. Постоянное нарастание динамики в оценке учащимися роли школы, класса, учителей, товарищей, удовлетворенности обучением, использованием досуга, отношений с родителями.