Работа с одаренными детьми Люлюкова Марина Николаевна, методист ЦПКИМР, методист ЦПКИМР по русскому языку и литературе
Система работы с одаренными детьми в городе Магнитогорске – комплексная система, объединяющая образование всех уровней. Она направлена на выявление одаренных детей и создание условий для непрерывного развития их способностей.
Образовательными учреждениями активно используются возможности всероссийских, региональных проектов, позволяющих школьникам реализовывать свои способности, иметь возможность сравнить уровень своей подготовленности по предмету с уровнем сверстников. Создание конкурентной среды рассматривается как важный фактор, стимулирующий детей к развитию и совершенствованию своих возможностей. Возрастает активность участия школьников города в крупных региональных проектах.
Участие школьников в городских мероприятиях для одаренных детей
КОНЦЕПЦИЯ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МОЛОДЫХ ТАЛАНТОВ от Пр-827 Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность. Реализованная возможность каждого человека проявить и применить свой талант, преуспеть в своей профессии влияет на качество жизни, обеспечивает экономический рост и прочность демократических институтов. Современная экономика все больше нуждается в специалистах, обладающих глубокими знаниями и способных к новаторству, поэтому работа по выявлению и развитию молодых талантов, основанная на лучшем историческом опыте и наиболее успешных современных образцах, - необходимый элемент модернизации экономики России.
КОНЦЕПЦИЯ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МОЛОДЫХ ТАЛАНТОВ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ: 1. Создание условий для развития способностей всех детей и молодежи независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи. 2.Поддержка лучших учителей и образовательных учреждений, распространение лучшей практики их работы и передовых методов обучения. 3. Поддержка образовательных учреждений высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности.
КОНЦЕПЦИЯ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МОЛОДЫХ ТАЛАНТОВ БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ: 1. Приоритет интересов личности ребенка, молодого человека, его права на свободу выбора профессии, забота о его здоровье. 2. Доступность и открытость. 3. Опора на высококвалифицированные кадры, лучшие образовательные учреждения, передовые методики обучения. 4. Индивидуальный подход в обучении, непрерывность и преемственность на всех уровнях образования. 5. Межведомственное и сетевое взаимодействие. 6. Общественный и профессиональный контроль. 7. Сочетание государственных и общественных инициатив и ресурсов.
Областная концепция сопровождения и поддержки одаренных и перспективных детей Челябинской области Основные позиции, подходы, идеи в работе с одаренными детьми одаренность лишь констатация внутренних особенностей ребенка; внешние ее проявления возможны при высокой мотивации собственных достижений и при наличии необходимых условий; способны все дети, только эти способности различны по своему спектру и характеру проявления; основная педагогическая задача при работе с одаренными детьми – выявление своеобразия этой одаренности и создание необходимых условий для ее развития и реализации;
Областная концепция сопровождения и поддержки одаренных и перспективных детей Челябинской области Основные позиции, подходы, идеи в работе с одаренными детьми: - в основе развития любой одаренности лежит мышление, отсюда ведущей в работе с одаренными детьми является развивающая мыслительные процессы образовательная деятельность; - культивирование одаренности из общей среды, эксклюзивное образование (выведенное из пространства общеобразовательной школы в специально созданные для этого учреждения или группы); - инклюзивное образование (ориентированное на особые потребности, но организованное в пространстве общеобразовательной школы);
Областная концепция сопровождения и поддержки одаренных и перспективных детей Челябинской области Основные позиции, подходы, идеи в работе с одаренными детьми: - обогащенная образовательная среда, предоставляющая возможность проявления, развития и предъявления одаренностей и талантов, а также ресурсное обеспечение и управление всей этой деятельностью; - деятельность педагога по выявлению, поддержке и развитию одаренного ребенка требует особых профессиональных компетентностей; - необходимость сочетания различных уровней профессиональной компетентности педагогов: педагог – исследователь, педагог – наставник, педагог – консультант, педагог – тьютор.
Критерии эффективности организации региональной (муниципальной) системы поддержки одаренных и талантливых детей Системность работы с одаренными детьми. Статистические процессуальные показатели. Показатели результативности одаренных школьников.
Реализация Концепции сопровождения и поддержки одаренных детей в городе Магнитогорске Приказ управления образования от года 355 «Об утверждении плана мероприятий по реализации областной концепции сопровождения и поддержки одаренных и перспективных детей Челябинской области в городе Магнитогорске»
Городская целевая программа реализации национального проекта «Образование» в городе Магнитогорске на г.г.
Сопровождение работы с одаренными детьми Конкурс ко Дню учителя Конкурс творческих работ, посвященный Дню матери Конкурс «Диктант на «отлично» 33 городская научно-практическая конференции НОУ «Искатели, мыслители XXI века» Всероссийская олимпиада по русскому языку (литературе) УРФО, Ю-Ур.олимпиада Международная игра «Русский медвежонок-языкознание для всех» Конкурс ораторов Фестиваль СМИ-3 «Зоркое сердце» Праздник, посвященный Международному дню родного языка Конкурс эссе
Задачи Школы олимпиадного резерва выявление одарённых детей; использование дифференцированного подхода в обучении на основе индивидуальных особенностей детей; отбор средств обучения, способствующих развитию научно-исследовательских навыков, самостоятельности мышления, инициативности. 15
Предметы Школы олимпиадного резерва п/п ПредметКлассы 1 География Биология Экология Математика Физика Астрономия Химия Технология Русский язык Литература ОБЖ9-11 п/п ПредметКлассы 12 История Обществознание Право Экономика Информатика Английский язык Немецкий язык Французский язык Физическая культура
Этапы работы Школы олимпиадного резерва 17 ФЕВРАЛЬ – СЕНТЯБРЬ Формирование групп ШОР по итогам муниципального этапа олимпиад I период II период III период СЕНТЯБРЬ - НОЯБРЬ Подготовка учащихся ШОР к муниципальному этапу олимпиад НОЯБРЬ – ФЕВРАЛЬ Работ групп индивидуальной направленности по подготовке к областному и заключительному этапу олимпиад
Количество секций – 19 (4-русский язык и литература) Число учащихся ШОР – 609(4-русский язык и литература 18 АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИКАЗ г. 68 Об организации работы Школы олимпиадного резерва в обновленном составе в 2012 году
Занятия начинаются с 24 сентября Количество секций – 20 Число учащихся ШОР АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИКАЗ г. 391 Об организации работы Школы олимпиадного резерва в учебном году
Муниципальный этап олимпиад школьников Всего участников олимпиады Учащиеся ШОР Победители и призёры олимпиад Русский язык- (%) Литература- (%) 20
Задачи на учебный год Руководителям ШМО: необходимо расширить перечень школьных! предметных мероприятий, активно использовать ресурсы дистанционных проектов (олимпиад, конкурсов, турниров); подготовить программы для индивидуализации обучения одаренных и перспективных детей; обеспечить участие школьных! команд и отдельных учащихся в интеллектуальных соревнованиях регионального, всероссийского и международного уровней. организовать систему мероприятий состязательного и презентационного характера в учебном процессе и во внеурочной деятельности на разных уровнях.
Мероприятия программы поддержки и развития одаренных детей -выявление одаренных детей; -создание условий для развития индивидуальных способностей; -мотивирование на совершенствование знаний и умений; -поощрение результатов работы; -повышение профессиональной компетентности и творческой активности педагогов.
Благодарю за внимание! 23