1 МОЯ МАТЕМАТИКА Пособие для дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» Авторы М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В. Пронина
ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО Психолого-педагогические принципы курса 2
3 Нужно ли готовить детей к школе? Почему? Как? Необходим некоторый основной набор представлений и умений, на который в дальнейшем будет строиться школьное обучение
4 Объём предметной подготовки увеличился, а уровень готовности к обучению в школе в целом не изменился и даже уменьшился. Как вы думаете, в чём причина такого явления? Чем действия современного педагога отличаются от работы педагогов прошлого века? Стали мы в последнее время лучше готовить детей к школе? Сейчас в детских садах дошкольников больше обучают, а раньше больше играли, рисовали, лепили и т.д. По сравнению с пятидесятыми годами прошлого столетия уровень интеллектуальных возможностей детей не повысился Какое противоречие вы видите?
5 Пособие «Моя математика» ориентировано в первую очередь на развитие общих интеллектуальных умений, и только потом конкретных предметных
6 Пособие ориентировано на дошкольные формы работы с детьми Формирование умений происходит на основе наглядно - образного и наглядно- действенного восприятия и мышления, свойственного дошкольникам
7 Пособие «Моя математика» неразрывно связано с другими пособиями Образовательной системы «Школа 2100» Они объединены: общей целью общими принципами общей технологией
8 Психолого-педагогические принципы (А.А. Леонтьев) Принцип целостной картины мира Принцип психологической комфортности Принцип обучения деятельности
9 Принцип целостной картины мира Единое и целостное представление ребёнка о предметном и социальном мире. Мир рассматривается как нечто целое, где математические знания нужны для решения прежде всего конкретных жизненных задач
Принцип целостной картины мира Математика нужна малышу всегда : при встрече гостей, подготовке к занятию, игре в куклы. Он должен об этом знать и использовать свои знания и умения каждый день 10
11 Принцип психологической комфортности Пособие имеет вид детской книги- раскраски, которую хочется рассматривать, объяснять, что нарисовано, раскрашивать. Все занятия сделаны в виде готовых, сюжетно связанных сценариев (рассказов), которые легко разыгрываются на основе дидактической игры Все задания связаны готовым диалогом педагога с детьми, что ориентирует педагога на создание ситуации сотрудничества и взаимодействия
12 Принцип обучения деятельности Формируем общие интеллектуальные умения в трёх направлениях: познавательном коммуникативном регулятивном
ОСНОВЫ ШКОЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ Основные интеллектуальные умения 13
Регулятивные УУД являются основой для формирования и производной от предметных умений по этим линиям. Основой действия при этом являются ОБЩЕПРИНЯТЫЕ алгоритмы. В нашем курсе математики эти алгоритмы выводятся самостоятельно в соответствии с заданиями учебника. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УМЕНИЯ Ставить цель. Планировать. Производить адекватную самооценку результата Производить коррекцию результата
Познавательные УУД являются основой для формирования и производной от предметных умений по этим линиям. Основой действия при этом являются ОБЩЕПРИНЯТЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ. В нашем курсе математики эти модели даются в пособии ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД (в нашем УМК формируются на основе математического моделирования и особым приёмам работы с текстом ) Извлекать информацию: Перерабатывать информацию. Универсальные логические действия. Создание и преобразование моделей. Преобразовывать информацию из одной формы в другую
Коммуникативные УУД в нашем курсе являются основой для формирования регулятивных и познавательных и предметных умений. Формирование процессов речи и мышления неразрывно связаны друг с другом. Процессы организации деятельности также требуют грамотного речевого взаимодействия. В нашем УМК выстроена последовательная работа по организации при работе с детьми совместной интеллектуальной деятельности на основе специальным образом описанного сочетания парной, групповой и фронтальной работы. Коммуникативные умения (в нашем курсе математики формируются на основе взаимодействия, организованного через парно- групповую форму работы) Объяснять и элементарно обосновывать свои действия Слышать, понимать других детей и участвовать в элементарных диалогах
17 Проблемно-диалогическая технология в наших пособиях Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию (3-5 мин) Затруднение в игровой ситуации (1-3 мин) Открытие нового знания или умения (5-7 мин) Воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин) – игры по новым правилам Развивающие задания Итог занятия Знакомые правила игры Мы это не знаем, мы это еще не умеем Знакомство с новыми правилами Знакомые правила игры
18 Работа с текстом в наших пособиях Рассматривание и обсуждение рисунков Сравнение высказываний Формулировка общих целей и плана деятельности Формулирование полученного результата (на основе рисунка) Сравнение высказываний Формулировка общего верного решения Парно-индивидуальная работа Общая беседа, полилог Парно-индивидуальная работа Общая беседа, полилог
19 Пособие ориентировано на особенности дошкольного содержания В основу пособия положен принцип перехода от наглядно-образного описания мира (в виде конкретных картинок) к описанию его на основе математического моделирования. На основе этого принципа формируются основные математические представления
Одна из важнейших целей математики - выращивание первичных абстрактных моделей натурального числа от яблока к его модели (схематическому изображению) Надо, чтобы ребенок видел за точками реальные объекты окружающего мира
Особенности работы с моделями в возрасте от 4 до 5 лет на занятиях по математике «Читаем» книгу – составляем рассказ о предметах, выделяя качественные и количественные признаки предметных множеств. Переходим от конкретного рисунка к схематическому. Формируем первичное представление о натуральном числе. Изображение предметов Предметы- заместители Схематический рисунок Операции классификации, анализа, синтеза. Развитие умения проводить аналогии и работать по образцу
СОБСТВЕННО МАТЕМАТИКА Конкретные предметные умения 22
23 Основные математические представления С помощью пособия глубоко формируются основные понятия математики: натуральное число, величина, геометрическая фигура. Дети знакомятся с моделями, с помощью которых они учатся составлять и решать простые текстовые задачи. В пособии представлена система заданий, на основе которых формируется пространственное и словесно-логическое мышление детей.
24 Предметные математические умения и представления Развиваем умение строить натуральный ряд чисел в пределах 10, узнавать и называть количественные и порядковые числа; формируем представление о составе натуральных чисел в пределах 10; учимся составлять и решать с помощью педагога простые арифметические задачи; формируем представления о способах измерения величин; учимся узнавать и называть такие геометрические фигуры как круг, квадрат, треугольник, куб, шар, пирамида.
25 Школьные умения Развиваем мелкую моторику руки; Учим детей работать с карандашом, ручкой, линейкой, ножницами; Учим ориентироваться в учебной книге и на листе бумаги.
26 Ещё раз о минимаксе Пособие объединяет занятия для старшей и подготовительной групп. По нему можно заниматься два года или один год, в зависимости от возможностей. Занятия, выделенные уголками жёлто-оранжевого цвета, являются основными и относятся к подготовительной группе. Количество заданий в каждом занятии несколько превышает необходимый уровень. Основным и необходимым является только первое задание (инвариант), остальные задания предлагаются на выбор педагога (вариант). Часть заданий может быть самостоятельно выполнена детьми в свободное время.