Электронное портфолио по теме «Читательская грамотность» Автор: Потехина Е.С. МКОУ «Сережская ООШ»
Умение читать - это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, которые совершенствуются на протяжении всей жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
«Грамотность» - Означает владение инструментом (культурным средством), позволяющим получать и передавать информацию в виде письменного текста. Слово «грамотность» произошло от греческого «grammata» - чтение и письмо.
Читательская грамотность - это возможность размышлять о прочитанном и использовать прочитанное инструментально, для достижения личных и общественных целей, в первую очередь для дальнейшего обучения. \1991г. PIRLS\
Читательские действия: 1) вычитать детали (единицы информации), впрямую упомянутые в тексте; 2) делать прямые умозаключения из этой информации; 3) интегрировать и интерпретировать отдельные сообщения текста; 4) оценить содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов.
Уровни читательской грамоты 1. высокий уровень: учащиеся готовы (при должном педагогическом руководстве) осваивать те составляющие чтения, которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыслей, переживаний, сообщаемых в письменной форме.
2. Средний уровень читательской грамотности: учащиеся нуждаются в помощи, для того, чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения. Эта помощь состоит в сотрудничестве с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с их опытом.
3. Низкий уровень: невозможное принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования.
Требования ФГОС к уровню освоения учащимися читательской грамотности 1) поиск информации; 2) выделять и фиксировать нужную информацию; 3) систематизировать; 4) сопоставлять; 5) анализировать и обобщать информацию; 6) интерпретировать и преобразовывать ее.
Банк идей: Раздел «Применение и представление информации» Пример 1. Выдаются различные картинки и тексты вырезанные из разных книг и журналов. Задача – соотнести, сгруппировать, систематизировать объекты по каким-то признакам.
Раздел «Понимание и преобразование информации» Пример1. У каждого текст представляет набор слов. Учащиеся в парах читают слово, обсуждают, что за слово, что означает. Далее в тетрадь того человека, чей текст, рисует соответствующий этому слову предмет. Пример 2.Тексты состоят из простых упражнений, типа: Подними правую руку. Покажи на окно. Смотри на потолок. Такие упражнения хороши на начальной стадии читательских умений.
Грамотность - является важнейшим показателем культурного уровня населения.
Курс «Читательская грамотность» заставил по особенному пересмотреть не только преподавание, но и личную грамотность, «умение читать». (применять на уроках разные виды работ, упражнения – повышающие грамотность каждого ученика)