«О СОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ » Выполнила Коновалова Лариса Михайловна учитель информатики МБОУ СОШ 27 Пятигорск, 2013
Актуальность выбранной темы: Научить работать на компьютере – это значит, прежде всего, научить взаимодействовать с операционной системой. Необходимо выработать у учащихся навыки применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий.
Глава 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ В ШКОЛЕ Предмет/класс Информатика и ИКТ 1 ч. 2 ч.1 ч. В старшей школе вводятся: Базовый уровень изучения информатики Для различных профилей в старшей школе возможно увеличение часов до 6ч. в неделю за счёт регионального компонента и элективных курсов. Профильный уровень изучения информатики
Первый этап (1-6 кл.) - пропедевтический Второй этап (7-9 кл.) - базовый курс Третий этап (10-11 кл.) - продолжение образования в области информатики как профильного обучения Р ЕШЕНИЕМ КОЛЛЕГИИ М ИНОБРАЗОВАНИЯ Р ОССИИ БЫЛО ПРЕДЛОЖЕНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ 3- Х ЭТАПНУЮ СТРУКТУРУ КУРСА ИНФОРМАТИКИ :
ЦЕЛИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ: Образовательная; Практическая; Воспитательная В СТРУКТУРЕ ШКОЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ ВЫДЕЛЯЮТ 4 РАЗДЕЛА: Программное или математическое обеспечение Техническое обеспечение Учебно-методическое обеспечение Организационное обеспечение
Образовательный стандарт по информатике и ИКТ является нормативным документом, определяющим требования: к месту курса информатики в учебном плане школы; к содержанию курса информатики в виде обязательного минимума содержания образования; к уровню подготовки учащихся в виде набора требований к ЗУНам и научным представлениям; к технологии и средствам проверки и оценки достижения школьниками требований образовательного стандарта
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ: Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Информационные процессы в обществе. Информационные технологии. Создание и обработка информационных объектов. Тексты. Базы данных.
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ УМК « ИНФОРМАТИКА И ИКТ » ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ, АВТОР БОСОВА Л. Л. Из главы « Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией » Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования
УМК «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» КЛАСС, АВТОР УГРИНОВИЧ Н. Д. УМК «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» КЛАСС (БАЗОВЫЙ КУРС), АВТОР УГРИНОВИЧ Н. Д. Темы: 2.4. Программное обеспечение компьютера Операционная система Прикладное программное обеспечение 2.5. Графический интерфейс операционных систем и приложений Темы: 1.3. Операционные системы Основные характеристики операционных систем Операционная система Windows Операционная система Linux УМК «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» КЛАСС (ПРОФИЛЬНЫЙ КУРС), АВТОР УГРИНОВИЧ Н.Д. Темы: 1.5. Операционная система Назначение и состав операционной системы Загрузка операционной системы
УМК «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» КЛАСС, АВТОР СЕМАКИН И. Г. И ДР. Первое знакомство с компьютером – 6 час Начальные сведения об архитектуре компьютера. Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно- ориентированный пользовательский интерфейс. УМК «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» КЛАСС, БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, АВТОР СЕМАКИН И. Г. И ДР. Тема 11. Компьютер: аппаратное и программное обеспечение 2.6. Виды программного обеспечения. Операционные системы. §2.6.1.Виды программного обеспечения § Функции операционной системы §2.6.3 Операционные системы для ПК УМК «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» КЛАСС, ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ, АВТОР СЕМАКИН И. Г. И ДР.
ПОЛЯКОВ К.Ю. УЧЕБНИК «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» КЛАССЫ (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ) Программное обеспечение. Правовая охрана программ и данных. Операционные системы. Файловая система. Имена файлов. Маски. Начальная загрузка компьютера. Базовая система ввода-вывода (BIOS). Настройка Windows. Панель управления. Инсталляция программ. Дисковые утилиты.
УМК «ИНФОРМАТИКА И ИКТ». УЧЕБНИК 8–9 КЛАСС Н.В. МАКАРОВА УМК «ИНФОРМАТИКИ И ИКТ». 10 И 11 КЛАСС БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ МАКАРОВА Н.В. Тема 13. Представление о программе. Классификация программ Исполнитель алгоритма Тема 14. Системная среда Windows Тема 15. Общая характеристика прикладной среды Глава 2. Информационная технология работы с объектами текстового документа 2.1. Текстовые документы и текстовые процессоры 2.2. Практикум. Форматирование объектов текста 2.3. Практикум. Создание и редактирование графических изображений 2.4. Практикум. Создание и редактирование таблиц 2.5. Практикум. Изменение структуры текстового документа Глава 4. Информационная технология представления информации в виде презентаций 4.1. Программа подготовки презентаций Microsoft PowerPoint Практикум. Создание презентации при помощи Мастера автосодержания 4.3. Практикум. Создание учебного комплекса «Компьютер и здоровье школьников» Глава 5. Информационная технология обработки данных в среде табличного процессора Excel 5.1. Практикум. Статистическая обработка массива данных и построение диаграмм 5.2. Практикум. Технология накопления данных и их обработки в Excel 5.3. Практикум. Автоматизированная обработка данных с помощью анкет Система управления базами данных Access
Р АСПРОСТРАНЁННЫЕ ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ Linux
14 Программное обеспечение Прикладное ПО – программы, которые пользователь использует для решения своих задач текстовые редакторы графические редакторы базы данных … Системное ПО – обеспечивает взаимодействие пользователя и прикладных программ с аппаратными средствами операционные системы драйверы утилиты Системы программирования – средства создания новых программ.
Основные компоненты операционной системы
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ Объяснительно- иллюстративные Репродуктивные Практические Наглядные Проблемное обучение Метод проектов
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРА. ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ» Основной формой обучения информатике остается урок. Урок изучения нового материала Урок формирования умений и навыков Урок обобщения и систематизации знаний Урок практического применения знаний Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков Комбинированный урок Интегрированный урок
СИСТЕМА СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ Библиотечный фонд Печатные издания Экранно- звуковые пособия Программное обеспечение Технические средства Цифровые образовательные ресурсы
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ Сайт издательства Бином- Сайт Полякова К.Ю.- Н.В. Макаровой Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов collection.edu.ru/ Электронные образовательные ресурсы Методическая копилка учителей информатики- kopilka.ru/page-integr.htmlhttp:// kopilka.ru/page-integr.html сайт ПСПО для учреждений России дидактические и методические материалы, разработанные участниками Всероссийского конкурса «Код свободы» библиотека работ учителей под Линукс
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ТЕМЕ: «ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРА. ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ» Предварительный контроль Текущий контроль Периодический контроль (его ещё называют тематическим) Итоговый контроль Устный опрос Письменный опрос Контрольная работа Тестовый контроль Проверка домашнего задания
З АКЛЮЧЕНИЕ В результате работы над данной темой, рассмотрены наиболее распространенные в школе операционные системы; выявлены особенности их изучения в школьном курсе информатики. Результаты, полученные в ходе исследования, могут применяться учителями информатики в их педагогической деятельности.