Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Автор: доцент кафедры педагогических инноваций КОИРО к. б.н. Козловская Ольга Ивановна
Экологическая культура - это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Без соответствующего уровня культуры люди могут хоть, и обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими. Экологическая культура человека включает: 1) экологическое сознание 2) экологическое поведение 3) экологическую ответственность
Под экологическим сознанием понимается совокупность экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций по отношению к природе, стратегий природоохранной деятельности. Экологическое поведение это совокупность конкретных действий и поступков людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на окружающую среду, использованием природных ресурсов. Экологическая ответственность - ответственность человека за свои поступки перед обществом, перед природой. Осознание последствий своих поступков для общества и окружающей среды.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать: 1. формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды; 2. пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье путем соблюдения правил здорового образа жизни, организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения; 3. формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
4. формирование установок на использование здорового питания; 5. развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом; 7. соблюдение здоровьесозидающих режимов дня; 8. формирование негативного отношения к факторам, вредящим здоровью детей (двигательная пассивность, курение, алкоголь, наркотики); 9. воспитание способности и умения противостоять негативным факторам: вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических веществ;
10. формирование потребности ребенка поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены и безбоязненно обращаться к врачу; 11. формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры, которыми являются: Умения организовывать успешную учебную работу, Умения создавать здоровьесберегающие условия, Способность выбирать адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей; 12. формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна содержать: 1) цель, задачи, описание ценностных ориентиров лежащих в основе деятельности; 2) результаты деятельности, 3) направления деятельности по здоровье- сбережению, обеспечению безопасности и формированию экологической культуры учащихся; 3) модели организации работы, виды деятельности и формы занятий с обучающимися; 4) критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения; 5) методику и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов
Структура программы 1. Пояснительная записка 2. Цели, задачи, актуальность 3. Содержание. Основные разделы или модули. Описание связей с метапредметным учебным материалом. 4. Методическое обеспечение программы 5. Результаты апробации программы 6. Учебно-тематическое планирование. 7. Список литературы
«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» А.В.Сухомлинский
Основные направления деятельности Создание здоровьесберегающей среды : -административный контроль за соблюдением СанПиНов; -организация качественного питания учащихся; -повышение уровня материально-технической базы образовательного учреждения; -развитие экологической комфортности образовательной среды в начальной школе.
Основные направления деятельности Здоровьесберегающая организация образовательного процесса: -контроль за соблюдением гигиенических требований к расписанию, объёму учебной нагрузки, домашних заданий; -использование новых педагогических технологий; -контроль за соблюдением требований к использованию ТСО; -создание единого орфографического режима.
Основные направления деятельности Организация физкультурно-оздоровительной и досуговой работы: -мониторинг занятости учащихся; -организация эффективной работы с учащимися всех групп здоровья; -обеспечение условий для физической активности учащихся.
Основные направления деятельности Развитие здоровьесберегающей компетентности участников образовательного процесса, воспитание здорового образа жизни, осознанного здоровьесберегающего поведения: - классные часы; -профилактическая работа по проблемам сохранения и укрепления здоровья; -массовые мероприятия для учащихся, родителей.
Основные направления деятельности Развитие здоровьесберегающей компетентности педагогов и родителей: -повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах педагогики здоровья; -родительский лекторий «Основы здоровья ребёнка и здоровье в семье»; -совместное планирование работы по воспитанию здорового образа жизни; -контроль за соблюдением рекомендаций по объёму двигательной активности учащихся; -развитие условий и активизация работы спортивно- оздоровительного комплекса.
Основные направления деятельности Мониторинг состояния здоровья учащихся и эффективности здоровьясбережения : -мониторинг состояния здоровья учащихся; -организация медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся со школьными проблемами; -привлечение медицинских работников.
«Здоровье - это не всё, но всё становится ничем без здоровья!»