ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ФГОС
Цели: 1. Определение составляющих профессиональной компетентности современного учителя. 2.Рассмотрение основных этапов технологии развития и диагностики сформированности критического мышления.
Осознание целей ТРКМ. Определение актуальных проблем реализации ТРКМ. Задача:
Мир стал динамичным. Новый день приносит новые задачи. От решения этих задач зависит не отметка в дневнике, А жизнь планеты, государства, семьи, любого из нас. А. Гин
Основные компетенции современного учителя Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры». Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций). Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции; Уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учётом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.
Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности о оценивать их при помощи соответствующих критериев. Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность. Владеть проектным мышлением и уметь организовывать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею. Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею. Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.
Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать её у учащихся в процессе учебных занятий. Уметь организовать понятийную работу учащихся. Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть даже подвергнута сомнению и критике. Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процесса.
- социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; - умение слушать и вступать в диалог; - участвовать в коллективном обсуждении проблем; - интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество. Коммуникативные действия обеспечивают
1. Формирование навыков направленного, вдумчивого чтения и рефлексивного письма. 2. Развитие с помощью чтения и письма мышления более высокого уровня – критического.
ВЫЗОВ СМЫСЛОВАЯ СТАДИЯ РЕФЛЕКСИЯ
I стадия - «Вызов» Цели: - актуализация имеющихся знаний; - пробуждение интереса к получению новой информации; - постановка учеником собственных целей обучения.
Направлена: - на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу; Ученик: - «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения); Составление списка «известной информации»: рассказ-предположение по ключевым словам; - активизацию их деятельности; - систематизирует информацию до изучения нового материала,; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; - мотивацию к дальнейшей работе. - задает вопросы, на которые хочет получить ответы. верные и неверные утверждения и т.д. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах. Деятельность учащихся Деятельность учителя Возможные приемы и методы
II стадия - «Осмысление содержания» (смысловая) Цели: - получение новой информации; -разрешение противоречий, возникших на стадии вызова; -расширение знаний по теме.
Направлена: - на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией; Ученик: -читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения; Методы активного чтения: - маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения их ставят на полях справа); -постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»; -делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации. - ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы. На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. Деятельность учащихся Деятельность учителя Возможные приемы и методы
III стадия - «Рефлексия» Цели: - размышление, рождение нового знания; - постановка учеником новых целей обучения (организация нового вызова).
Учителю следует: -вернуть учащихся к первоначальным записям- предположениям, внести изменения, дополнения; Учащиеся: -соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания. Заполнение кластеров, таблиц; - установление причинно-следственных связей между блоками информации; - дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. - систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания; - выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. - возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.; - ответы на поставленные вопросы. Написание творческих работ и т.д. На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах. Деятельность учащихся Деятельность учителя Возможные приемы и методы