Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 28 комбинированного вида «Формирование личностных качеств старших дошкольников в процессе ознакомления с явлениями общественной жизни». Воспитатель: Михайлова Е. В.
«Хочу не учить, а душевно беседовать размышлять сообща, догадываться!» К.Д.Ушинский
Одним из 4-х основных направлений работы ДОУ в соответствии с государственным стандартом является социально-личностное развитие дошкольников. Оно объединяет в себе содержательные модули нравственного, трудового воспитания и образовательную область «Безопасность».
С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части.
Значимость личностного развития на сегодняшний день определена потребностями динамично развивающейся дошкольной образовательной сферы, вызвана демократическими преобразованиями российского общества, и обусловлена следующими обстоятельствами.
Инновация направления в том, что личностное развитие в дошкольном детстве - это сложное социокультурное становление ребенка, опосредованное образовательной деятельностью, в процессе которой он «присваивает» социальный опыт, рефлексирует его с содержанием имеющегося опыта.
Современные дети, по сравнению с детьми х гг. XX века, живут в условиях сильнейшего информационного влияния, которое имеет не только положительные (расширение кругозора, получение новых знаний о природе и обществе), но и отрицательные стороны (агрессивность информационной среды, ее чрезмерность, отсутствие учета возрастных особенностей детей).
1.Ребёнок и взрослые. 2.Ребёнок и сверстники. 3.Отношение ребёнка к самому себе..
Цель: Формировать, активную, самодостаточную, гармоничную личность, обладающую чувством собственного достоинства и с уважением относящуюся к другим. Задачи: 1.Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. 2.Формирование гендерной, семейной принадлежности.
Ребенок и взрослые.
Ребенок и сверстники.
Отношение ребенка к самому себе.
Работа с родителями. -Заинтересовать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечить успешную социализацию, усвоение гендерного поведения. -Поддержать семью в выстраивании взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками в детском саду и вне его. -Сопровождать и поддержать семью в реализации воспитательного воздействия.(консультации «Девочки и мальчики», «Как знакомить ребёнка с историей семьи», папка- передвижка «Детские игры – дело серьёзное», тематические листы «Роль-отца в семье», «Как воспитать мужчину».
Для проведения дальнейшей работы с дошкольниками я наметила следующую перспективу: индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических ситуаций в социальном взаимодействии личности, ценностном становлении ее жизненных отношений; воспитание в детях способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности; развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним; развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта саморазвития человечества; становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.
Интегративные качества: Овладевший средствами общения и способами взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдавший элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Любознательный, активный. Эмоционально отзывчивый.
Личностное развитие дошкольников представляет собой последовательный, многоаспектный процесс и результат социализации-индивидуализации, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры.