8 класс Обобщающий урок по теме на «Однородные члены предложения»
Цель урока : Систематизировать и обобщить знания об однородных членах предложения и пунктуации при них.
Знаки препинания при однородных членах Запятая не ставится: Запятая ставится: O, но O. O, а O. и O, и O, и O. O, и O, и O. O и O, O и O. O, O, O. O и O.O и O.
Обобщающие слова при однородных членах предложения Обобщающими называются слова, которые объединяют однородные члены предложения в одну смысловую группу. Они являются теми же членами предложения, что и однородные члены. В роли обобщающих слов часто выступают местоимения и местоименные наречия: всё, никто, ничто, везде, всюду, нигде, никогда. Обобщающие слова могут быть выражены словосочетаниями и фразеологизмами.
Знаки препинания при обобщающих словах [ :,, ]. [,, - ]. [ :,, -...].
1. Русский лес хорош зимой и летом. 2. Мороз крепчал и щипал уши лицо и руки. 3. Трава земля крыши домов всё было покрыто белым налётом инея.
1. Русский лес хорош зимой и летом. [O и O] 2. Мороз крепчал и щипал уши, лицо и руки. [O и O]; [O, O и O] 3. Трава, земля, крыши домов - всё было покрыто белым налётом инея. [O,O,O,O - O]
Задание 1 Найдите в предложениях однородные члены предложения, подчеркните их, расставьте знаки препинания. 1. Жёлтым и красным огнём полыхают вязы и клёны в пойме. 2. Прощально и трогательно кричит пароход на перекате. 3. В пруду водились караси лещи окуни.
Задание 1 Найдите в предложениях однородные члены предложения, подчеркните их, расставьте знаки препинания. 1. Жёлтым и красным огнём полыхают вязы и клёны в пойме. [O и O] ; [O и O] 2. Прощально и трогательно кричит пароход на перекате. [O и O] 3. В пруду водились караси, лещи, окуни. [O,O,O]
На месте пропуска вставьте подходящие по смыслу союзы как - так и, не только – но и, не столько – но и, если не – то. 1. Игра оказалась непростой и заинтересовала …. детей взрослых. 3. … через неделю … немного позже я вам верну эту книгу. 2. … дыхание … питание из воздуха на свету – необходимые процессы в жизни растения.
На месте пропуска вставьте подходящие по смыслу союзы как - так и, не только – но и, не столько – но и, если не – то. 1. Игра оказалась непростой и заинтересовала не только детей, но и взрослых. 2. Как дыхание, так и питание из воздуха на свету – необходимые процессы в жизни растения. 3. Если не через неделю, то немного позже я вам верну эту книгу.
Дополните предложения однородными членами. 1.Мчится поезд мимо _ _ _ _, _ _ _ _, _ _ _ _. 2.При постройке дома работали ____, ____, ____, ____. 3.В зоопарке мы любовались _ _ _ _, _ _ _ _, _ _ _ _, _ _ _ _. Слова для справок: лес, поле, луг; каменщик, плотник, маляр, штукатур; обезьяна, лев, медведь, тигр.
Дополните предложения однородными членами. 1.Мчится поезд мимо леса, поля, луга. 2.При постройке дома работали каменщик, плотник, маляр, штукатур. 3.В зоопарке мы любовались обезьянами, львами. медведями, тиграми.
Запишите текст, ставя слова в скобках в том же падеже, что и обобщающие слова. Расставьте знаки препинания. Общение с окружающим миром (природа, искусство, живые люди) обогащает и облагораживает человека. Общение необходимо всем (и молодые, и пожилые, и дети). Без контактов без встреч и впечатлений невозможно не только ощущать радость но и существовать вообще. (С.Бардин)
Запишите текст, ставя слова в скобках в том же падеже, что и обобщающие слова. Расставьте знаки препинания. Общение с окружающим миром: природой, искусством, живыми людьми - обогащает и облагораживает человека. Общение необходимо всем: и молодым, и пожилым, и детям. Без контактов, без встреч и впечатлений невозможно не только ощущать радость, но и существовать вообще. (С.Бардин)
Из данных предложений образуйте и запишите предложения с однородными членами, соединив их союзами. 1.По сторонам дороги тянулись поля. По сторонам дороги тянулись луга. 2.Осенью дни короткие. Осенью дни пасмурные. 3.Разноцветные листья летят над поляной. Листья кружатся. 4.Поля опустели. Луга опустели.
Из данных предложений образуйте и запишите предложения с однородными членами, соединив их союзами. 1.По сторонам дороги тянулись поля и луга. 2.Осенью дни короткие и пасмурные. 3.Разноцветные листья кружатся и летят над поляной. 4.Поля и луга опустели.
По данным схемам составьте предложения на тему «Зимний лес» 1.[O, O]. 2.[O и O]. 3.[O: O иO].
1. О чём говорили сегодня на уроке? 2. Чему научились? 3. Что понравилось на уроке? Рефлексия
Составьте текст на тему «Зимний лес», в котором обязательно должны быть предложения с однородными членами предложения. Подчеркните однородные члены предложения в своём тексте.
за урок