Развитие творческих способностей школьников в проектной деятельности Л.В. Десяк учитель истории и обществознания ГБОУ НСО СОШ «Областной центр образоания» п. Тулинский
часть 1 как я понимаю творческую проектную деятельность учащихся 2
определение понятия из Энциклопедии социологии / / ПРОЕКТ (лат. ргоjесtus - выступающий вперед) - прототип, прообраз предлагаемого объекта работа по созданию проекта требует, – во-первых, знания об объектах проектирования (ЧТО ПРОЕКТИРОВАТЬ?) – во-вторых, знания методик и понятийных средств проектирования (КАК ПРОЕКТИРОВАТЬ?) как специфической деятельности 3
цель проектной деятельности развитие творческих способностей школьников 4
задачи проектной деятельности формирование компетенциитворческая составляющая ценностно-смысловые компетенции осуществлять индивидуальную и поисковую деятельность при работе над проектом: выбор темы выбор темы актуальность актуальность исследовательская деятельность исследовательская деятельность самостоятельный выбор темы исследования (что? или о чём?) самостоятельная мотивировка (почему именно эту тему?) готовность к самостоятельному поиску 5
задачи проектной деятельности формирование компетенциитворческая составляющая информационные компетенции использование различных источников информации: книг, учебников, справочников, энциклопедий, каталогов, CD-Rom, Интернета владение навыками использования информационных устройств: компьютера, принтера, модема, копира самостоятельный выбор основного источника (источников) скорость, оперативность обработки информации 6
задачи проектной деятельности формирование компетенциитворческая составляющая учебно-познавательные компетенции программные ЗУН (по истории): события события даты даты термины термины персоналии персоналии причины причины результаты результаты последствия последствия личные предпочтения событиям историческим лицам самостоятельное акцентирование яркое событие ведущая личность главная причина основной результат 7
задачи проектной деятельности формирование компетенциитворческая составляющая коммуникативные компетенции умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми умение работать самостоятельно умение работать самостоятельно индивидуальная работа индивидуальная работа самоконтроль самоконтроль защита проектов защита проектов педагогические условия терпение спокойствие пунктуальность оптимизм развитие речи интонирование импровизация 8
цель данного проекта в течение 15 минут создать проект в программе PowerPoint, в котором показать гуманную сущность вашего предмета 9
задачи данного проекта 1.распределить роли в проектной группе 1 мин. (идеолог, фактолог,технолог) 2.сформулировать основную идею проекта– 1 мин. 3.найти факты, подтверждающие идею (вспомнить) – 5 мин. 4.сформировать визуальный ряд: цвета, картинки (можно из папки на рабочем столе «Шаблоны презентаций», «Картинки», в Интернете) - 3 мин. 5.сформулировать вывод о вашем предмете, как о наиболее гуманном и духовном - 3 мин. на защиту до 5 мин. 10
пространство творческой деятельности учащихся проектная деятельность учащихся уроквне урока изучение нового материаласам. работа дома закрепление (лаб.р.) обобщение (лаб.р.) контрольный доп. занятия с учителем факультативно доп. образование 11
временные затраты на творческий отчет количество проектов на уроке защиты проектов 20 учеников3-4 ученика 1-2 ученика от 2-х уроков1-2 урока1 урок 12
часть 2 как я осуществляю организацию творческой проектной деятельности учащихся урок: 45 мин тип: изучение нового материала класс: 10 учебный план: 2 ч. в неделю (сдвоенный) 13
Этап I: организация проектной деятельности 1.Планирование – 1-2 проекта в год по истории 2.Сообщение ученикам о подготовке к проектной деятельности по теме – за неделю до начала 3.Определение структуры проекта – за урок до начала 4.Определение участников – за урок до начала на уроке 14
Этап II : сопровождение проектной деятельности 1.Общая консультация – о ходе урока – о роли групп: проектанты (4) - готовят и защищают проект рецензенты (13) - спрашивают, высказывают мнения эксперты (2) - анализируют, уточняют, дают оценку 2.Консультация для проектантов (распределение тем проектов) и экспертов (анализ информации по темам) на уроке на перемене 15
Этап II : сопровождение проектной деятельности 3.Общая консультация с проектантами и экспертами по структуре и целеполаганию проекта 4.Индивидуальные консультации с проектантами и экспертами (по 1 консультации от 10 до 30 мин.) 5.Общая консультация с проектантами и экспертами по структуре урока после уроков на перемене 16
Этап III : представление проектов и анализ проектной деятельности 1.Защита проектов мин. на проект 2.Рецензии мин. 3.Анализ и экспертиза мин. урок 45 мин. 17
Януш Корчак: «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а развивает, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, - переживёт вместе с ребенком много вдохновляющих минут…» 18
Спасибо за внимание! 19