Метод проектов в обучении
Проект - это метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении.
Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) исследовательской, информационной, практической. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта и формы презентации. Поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или ) представителям общественности, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
Проект это « пять П »: Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация. Шестое «П» проекта его Портфолио
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. п.
Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности. Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть: внутриклассными; внутришкольными; региональными; межрегиональными (в рамках одного государства); международными.
Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее. Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков. Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно часов и целиком проходит при участии руководителя. Возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь годичный проект от определения проблемы и темы до презентации (защиты) выполняются во внеурочное время.
Web-сайт; Анализ данных социологического опроса; Атлас; Атрибуты несуществующего государства; Бизнес-план; Видеофильм; Видеоклип; Выставка; Газета; Действующая фирма; Журнал; Законопроект; Игра; Карта; Коллекция; Костюм; Макет; Модель; Музыкальное произведение; Мультимедийный продукт; Оформление кабинета; Пакет рекомендаций; Письмо в... ; Праздник; Прогноз; Публикация; Путеводитель; Серия иллюстраций; Система школьного самоуправления; Сказка; Справочник; Сравнительно-сопоставительный анализ; Статья; Сценарий; Учебное пособие; Чертеж; Экскурсия.
1) Название проекта. 2) Руководитель проекта. 3) Консультант(ы) проекта. 4) Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту. 5) Учебные дисциплины, близкие к теме проекта. 6) Возраст учащихся, на который рассчитан проект. 7) Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс). 8) Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой). 9) Заказчик проекта. 10) Цель проекта (практическая и педагогическая цели). 11) Задачи проекта(2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!). 12) Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения). 13) Необходимое оборудование. 14) Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко содержание). 15) Предполагаемые продукт(ы) проекта. 16) Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа). 17) Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
1) паспорт проекта; 2) планы выполнения проекта и отдельных его этапов; 3) промежуточные отчеты группы; 4) вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета; 5) результаты исследований и анализа; 6) записи всех идей, гипотез и решений; 7) отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т. д.; 8) краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления; 9) эскизы, чертежи, наброски продукта; 10) материалы к презентации (сценарий); 11) другие рабочие материалы и черновики группы.
Критерии оценок, использовавшиеся в практике негосударственной школы: 1) самостоятельность работы над проектом; 2) актуальность и значимость темы; 3) полнота раскрытия темы; 4) оригинальность решения проблемы; 5) артистизм и выразительность выступления; 6) как раскрыто содержание проекта в презентации; 7) использование средств наглядности, технических средств; 8) ответы на вопросы. Критерии оценок, использовавшиеся в практике государственной школы: 1) важность темы проекта; 2) глубина исследования проблемы; 3) оригинальность предложенных решений; 4) качество выполнения продукта; 5) убедительность презентации. Первые четыре критерия оценка проекта, последние четыре (т. е. 5-8) оценка презентации.
1. Рефлексивные умения: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? 2. Поисковые (исследовательские) умения: умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение выдвигать гипотезы; умение устанавливать причинно-следственные связи. 3. Навыки оценочной самостоятельности 4. Умения и навыки работы в сотрудничестве: умения коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнером; умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; навыки делового партнерского общения; умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы. 5. Менеджерские умения и навыки: умение проектировать процесс (изделие); умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение принимать решения и прогнозировать их последствие; навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов). 6. Коммуникативные умения: умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; навыки интервьюирования, устного опроса и т. д. 7. Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления; артистические умения; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы.