«Современные подходы к организации учебно- исследовательской деятельности учащихся в системе развивающего обучения» МОУ СОШ с УИОП 16 учитель нач.классов Малых ВВ
« « Учение – это деятельность ученика по усвоению новых знаний и овладению способами приобретения знаний » А. К. Маркова
Педагоги с давних времен выделяли 2 основных пути учения: « учение пассивное »( т. е. « традиционное обучение » с репродуктивными методами ) « учение активное »( т. е. « исследовательское обучение » с продуктивными методами )
Формирование навыков учебно – исследовательской деятельности учащихся - одна из актуальных задач современного образования.
Учебные и воспитательные задачи учебно- исследовательской деятельность учащихся: развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков; формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований; выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала; воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности; помощь в профессиональной ориентации; самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.
Из статей, энциклопедий и познакомившись с исследованиями разных учёных, мы узнали много интересного о воде и, я решил стать исследователем, чтобы узнать о воде больше В моих исследованиях мне помогала мама. Бурелом - вслушайтесь в это слово, буре лом. Это значит буря ломает. Со значением слова меня познакомил папа, когда мы были с ним в одной из чащ заповедника. Деревья стареют и стволы становятся дряхлыми, они от сильного ветра ломаются падают на землю, образуя непроходимые места.
Проблемы учащихся при написании учебно-исследовательских работ или выполнении проектов. Учебные (постановка проблемы исследования, формулирование гипотезы, формулирование цели и задач исследования). Практические (определение этапов работы, подбор и анализ литературы). Презентационные (защита работы). Оформление (оформление теоретической и практической частей работы, списков литературы, таблиц и выводов).
Проблемы учителей при написании учебно-исследовательских работ или выполнении проектов учащимися. Научные (вычленение проблемы исследования, формулирование гипотезы исследования). Нехватка материальной базы кабинета(широта интересов учащихся и учителей при выборе тем исследования не всегда позволяет осуществить задуманное в рамках школы). Оформление работ (быстро меняющиеся требования к оформлению списков литературы, различные требования на конференциях разного уровня к оформлению работ и презентаций).
Учебно-исследовательская работа помогает учащимся научиться: Ставить исследовательские вопросы. Формулировать проблемы. Выдвигать гипотезы. Составлять план работы. Вести наблюдения. Планировать и проводить опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез. Выделять существенную информацию из разных источников (книги, схемы, модели, таблицы и т.п.). Систематизировать информацию. Представлять результаты работы в различных формах (схема, рисунок, доклад, реферат, тезисы и т.п.). Выступать перед аудиторией, вести дискуссию с оппонентом.
Творческих успехов и удовлетворения от педагогической деятельности!