Как научить своего ребёнка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей. Этика-это безгранично расширенная ответственность по отношению ко всему живущему. А.Швейцер.
1.Считаете ли вы, что проблема нравственного воспитания актуальна в настоящее время? Почему? 2.Кого вы считаете воспитанным? Возможно ли каждого человека считать воспитанным, образованным и культурным?
Анализ анкет детей.
Информация к размышлению. 1.Дети просто не знают некоторых правил. Однако незнание правила - причина простая и легко исправимая. 2.Они не умеют их правильно выполнять. Значит, у них не выработалась привычка, формирующаяся неоднократными упражнениями 3.Вероятнее всего это происходит из-за отсутствия у них волевого усилия в достижении чего-то. 4.Считают их ненужными, неважными, что их просто придумали взрослые.
ЭТИКА В переводе с французского языка слово «этика» означает «ярлык», «этикетка», его второе значение- строго установленный порядок поведения и формы обхождения
КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ Культура внешности Культура общения Культура речи Культура быта
Дискуссия по ситуациям / Культура общения / Ситуация 1. Весь класс приглашён на праздник «Масленица» в детскую библиотеку. Дочь просит маму разрешить ей надеть новое платье, в котором она была на Новогоднем празднике. Ваши действия. Ситуация 2. Всем классом дети выехали на природу. Они играли, пели песни, обсуждали дела класса. Наступило время обеда. Все расположились на поляне, разложив еду. Две девочки встали и отошли от класса, укрылись в тени деревьев и стали кушать. На приглашение родителей и учителя принять участие в общей еде ответили отказом... Что нужно сделать в данном случае?
Дискуссия по ситуациям / Культура общения / Ситуация 3. «К нам придут сегодня гости » Мамина подруга торжественно вручила десятилетней Кате плитку шоколада. Девочка, как её учили, приятно улыбнулась, благовоспитанно сказала: «Большое спасибо». Потом отодвинула подарки и буднично прибавила: «Мне это не надо. Такая шоколадка у меня уже есть, а шоколад мне нельзя, у меня от него диатез ». О чём бы вы наедине поговорили с девочкой на месте мамы? Оправдываете ли вы поступок девочки, учитывая её возраст?
ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА
Советы родителям по воспитанию культурного человека Не учите культуре назидательно, излишне морализируя, вызывая желание действовать назло. Привлекайте детей к посильной деятельности. Создавайте специальные ситуации – задания: встретить тётю, позвонить по телефону. В выработке культуры поведения широко используйте игры и игровые ситуации. Помните, что в воспитании культуры поведения есть ситуации, когда вообще никакие слова не нужны, достаточно примера, образца, поступка. Создавайте вместе с детьми различные памятки: «Культура поведения в общественном транспорте, магазине, СДК», «Мой внешний вид». Помните: вы – главный воспитатель, вы – пример!
Памятка для родителей 1. Не демонстрируй своему ребёнку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнёт вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам. 2. Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребёнка. 3. Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажите в этом пример своему ребёнку, ждите, что скоро он скажет то же самое о вас. 4. Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок добра и человечности вашему ребёнку. 5. Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребёнка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете уважение своего ребёнка. 6. Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите этому качеству своего ребёнка. 7. Помните, что поведение - это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!
«Приветливость – это золотой ключ, который открывает железные замки людских сердец». (Восточная мудрость) «Резкость, грубость, неотёсанность – это пороки, от которых иной раз не свободны даже умные люди». Ж. Лабрюйер «Вежливость порождает и вызывает вежливость». Э. Роттердамский «Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе – вот самый верный способ нравиться людям, какой я только знаю». Ф. Честерфильд
РЕФЛЕКСИЯ Подберите к теме сегодняшнего собрания: 1.Имя существительное 2.Два прилагательных 3.Три глагола 4. Фразу из 4-х слов Синоним имени существительного